Тебе, о, женщина!
2016 ж. 26 қазан
5132
1
В Алматы презентовали фильм о Фатиме Габитовой – музе трех великих литераторов.
Редко, когда на экраны страны выходят документальные фильмы. Этот примечателен, прежде всего, тем, что речь в нем идет о фигуре, которую не так хорошо знает простая публика, но которая внесла немалый вклад в развитие и сохранение казахского литературного наследия.
Фильм снят на основе дневников Фатимы Габитовой, музы и сподвижницы трех великих казахов – просветителя Биляла Сулеева, поэта Ильяса Джансугурова и писателя Мухтара Ауэзова. Производством фильма занималось АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова» по заказу министерства культуры и спорта РК.
Фатима Габитова начала вести дневник с 1916 года. В нём через личностные переживания и переписку с ведущими деятелями культуры эпохи отразились все важнейшие события и процессы начала двадцатого века: от восстания 1916 года, революции, гражданской войны, до ликвидации неграмотности в Казахстане, развития казахской литературы, становления творческой интеллигенции, голода 1930-х годов, сталинских репрессий, военного времени, послевоенных лет и «оттепели».
Это последняя фотография семьи Ильяса Джансугурова. 3 мая 1937 года Ильяс собрал всю семью. Слева Фатима Габитова с маленькой Ильфой Джансугуровой на руках.
В центре – Ильяс Джансугуров держит на руках дочь Умут, справа от Умут сидит Азат Сулеев. Между Фатимой и Ильясом стоит Джаныбек Сулеев. Крайняя справа – Хуппижамал, родная тетя Фатимы Габитовой по матери. Над ней стоит домработница (имя неизвестно). Слева от нее стоит племянник Ильяса – Булатхан
Главные действующие лица фильма – дети Фатимы, на сегодня оставшиеся в живых и здравствующие. К слову, сегодня они также являются выдающими деятелями науки и культуры – Мурат Ауэзов и Ильфа Джансугурова-Джандосова. На сегодня они – одни из немногих, кто помнит Фатиму живой.
Сам фильм снят в довольно традиционном формате: хроника, вперемешку с синхронами очевидцев, панорамные съемки мест, связанных с жизнью Фатимы и несколько сцен-реконструкций, которые, к слову, сказать, далеко не самая сильная сторона фильма. Фильм больше напоминает формат «видеокниги», ибо основной «рассказчик» в картине – это закадровый голос.
Именно он рассказывает нам, как в далеком 1903 году на заре самого кровавого века в человеческой истории в городе Капале на Семиречье в татарской семье родилась девочка Фатима – ее отец рано ушел из жизни. И Фатиму с сестрами воспитывала мать. Девочка рано овладела грамотой (причем не только родной татарской, но и русской и казахской), письмом и уже в раннем возрасте стала записывать красоты родного Капала – города уникального для Семиречья. В городе всегда кипела жизнь, ибо купеческий Капал всегда был центром торговли в регионе и через него всегда проходили важнейшие события. Уже в 1914 году отсюда пошли первые добровольцы и призывники на фронт, а еще спустя два года здесь развернулись драматические события Восстания 1916 года. Эти события не могли не повлиять на мировоззрение Фатимы.
Будучи тонко чувствующей девушкой, поэтической натурой, она не могла не привлекать внимание мужчин, и уже в 16 лет ей увлекся молодой педагог и просветитель Билял Сулеев, с которым она прожила более 10 лет и которому родила детей. Возможно, счастливый брак продолжался бы, если бы политика не вмешалась в жизнь счастливой семьи – в 1930 году Сулеева арестовали. Рассчитывая на самый худший исход дела, он сам сказал Фатиме, чтобы она не связывала жизнь с «проблемным» человеком. И хотя через два года Сулеева освободили, семье не суждено было восстановиться – Сулеев уехал в Москву и женился (по мистическому совпадению) на другой женщине, также по имени Фатима. И спустя некоторое время ей на пути повстречался Ильяс Джансугуров, который в те годы был, наверное, самым популярным казахским поэтом. С ним Фатима почувствовала себя настоящей музой поэта – он возил ее на все литературные форумы СССР, в 1933 году Ильяс познакомил Фатиму с Максимом Горьким. Мурат Ауэзов вспоминал, что именно Фатима была тем самым «мотором», который расталкивал и приводил в движение талант Джансугурова – она настаивала на том, чтобы он писал не только лирические или публицистические стихотворения, но и крупные литературные формы. Так, с ее легкой руки Ильяс произвел на свет поэму «Кулагер» – весьма смелую для своего времени. Она стала прощанием с погибающей кочевой цивилизацией, с которой связаны сотни веков казахской истории. Но и этому счастью не суждено было стать долгим – в 1938 году поэта расстреляют, а часть его литературного наследия уничтожат. И именно Фатима и ее двоюродный брат сохранят наследие Джансугурова для потомков.
И, конечно, заключительная часть посвящена жизни Фатимы с Мухтаром Ауэзовым, который стал спутником ее жизни в самое суровое время – в конце 30-х годов, когда страна переживала в буквальном смысле уничтожение лучших своих сынов. Тем не менее, в браке с ним ей удалось воспитать всех своих детей, включая младших, среди которых и выдающийся ученый-культуролог Мурат Ауэзов. И пережить эпоху «удаления в Москву» Ауэзова, когда над Мухтаром Омархановичем висела угроза ареста. И самое важное – уже в эпоху оттепели – вернуть честное имя Ильясу Джансугурову и вернуть его литературное наследие на полки книг. А также назвать имена тех, кто строчил на ее мужа доносы в 30-е годы.
Автор идеи фильма и руководитель «Казахфильма» Бахыт Каирбеков, выступая на премьере, организованной при поддержке Общественного фонда Ильяса Джансугурова, сказал: «Впервые я узнал об этой удивительной женщине в 2010 году, когда мне предложили перевести ее переписку в стихах с Ильясом Джансугуровым. Тогда меня поразила сила духа Фатимы. Но только с выходом в 2010 году книги «Фатима» я узнал, что публикации ее дневника помог мой отец – известный поэт Казахстана Гафу Каирбеков. Фильм продолжает знакомство с драматической судьбой Фатимы Габитовой.
Как верно заметили зрители, такие фильмы, появившиеся благодаря обретению нашей страной независимости, необходимо показывать на республиканских каналах, чтобы новое поколение знало историю своего народа не только по учебникам».
Михаил МАРИНИН
qazaquni.kz