РК: из-за роста религиозности – снижение уровня образования

Казахстан – страна контрастов и нереализованных возможностей. Например, в рейтинге лучших стран для воспитания детей Казахстан занял последнее, 73-е, место. Об этом сообщила аналитическая служба Ranking.kz. С образованием тоже ситуация плачевная. В рейтинге лучших стран для образования Казахстан оказался на 70-м месте из 73, расположившись между Ливаном и Мьянмой. Странами с лучшей системой образования признаны США, Великобритания, Канада, Германия, Франция. О связи религиозности с уровнем образования 1 сентября в РК не открыли школы не только из-за эпидемиологической ситуации, но из-за нехватки ученических мест и учителей – многие школы у нас переполнены. В школе, рассчитанной на 1200 учащихся, могут учиться 2-2,5 тысяч детей, в классах могут по 40-45 человек при норме в 25. Сейчас санитарные нормы требуют, чтобы в классах было по 15 учеников, поэтому дополнительно потребуются помещения и преподаватели, а у нас и раньше была нехватка. Всемирный банк также провел исследование сферы образования в странах Центральной Азии. По его данным, если до пандемии школьники ЦА отставали в знаниях от своих европейских ровесников на полтора года, то после дистанционного обучения этот разрыв увеличился еще на полгода. А в это время в Туркестанской области Казахстана по инициативе властей Узбекистана планируется построить мечеть на 5 тысяч прихожан. В комплекс также войдет здание для проведения обрядов, планируется построить конгресс-холл, медресе на 180 мест, библиотеку, столовую, спортивную площадку и автостоянку. В Алатауском районе Алматы на средства частных инвесторов возводится новая мечеть на 7 тысяч верующих. По данным акимата, мечеть будет расположена на пересечении проспекта Рыскулова и улицы Момышулы. Общая площадь составляет 6,3 гектара, а площадь здания 16 тысяч квадратных метров. Культовое сооружение станет самым большим в городе. И в этом году самую большую мечеть в Центральной Азии начали строить в Нур-Султане. Главная мечеть города расположится на участке 9,4 га. Общая площадь здания – 57 тысяч кв. м. Высота минаретов составит 130 м. Диаметр главного купола – 62 м, его высота – 88,2 м. Ожидается, что в молельных залах и дворе одновременно смогут поместиться около 30 тысяч человек. Это в 3 раза больше, чем в «Хазрет Султан» в Нур-Султане (построена в 2012 г.), крупнейшей в стране мечети. Иными словами, в Казахстане идет рост религиозности населения. Строительство новых крупных мечетей – свидетельство этому процессу. В то же время образование (и наука) переживает не лучшие времена, идет значительное снижение его уровня, что отметили и зарубежные эксперты. У нас не проводятся исследования о связи религиозности с уровнем образования. А эта связь определенно прослеживается на примере многих стран мира. Зарубежные исследователи доказывают, что разумная политика светских правительств гораздо важнее для процветания общества, чем массовая религиозность населения. За редким исключением большинство развитых стран – светские. Не говоря о том, что развитие экономики и страны в целом напрямую связаны с уровнем образования и науки, а не с уровнем религиозности. И, наоборот, в большинстве стран с высокой степенью религиозности наблюдается низкий уровень развития. В этом плане показателен опыт африканских государств с их религиозностью. Могут возразить, что у нас мечети построены не на бюджетные деньги, а на средства спонсоров. Об этом и речь – даже внимание и средства спонсоров обращены в сторону религии, а не на образование и науку. Ведь за рубежом многие учебные и научные заведения, проекты финансируются частными организациями. У нас же и государство, и частные спонсоры оставили науку без внимания, редкий спонсор построит школу. На начало 2018 г. у нас насчитывалось около 3600 (!) мечетей, 84 из которых пустовали (результат беспорядочного строительства). Возьмите любой бедный аул: нет ни дома культуры, ни спортивного зала, ни больницы, ни библиотеки, одна старая школа, зато в самом центре – новая мечеть!                         Имамы учили мужчин бить камчой своих жен Религия стала влиять и на семейные, гендерные отношения. Наши имамы призывали написать петицию и собирать подписи в поддержку хиджабов в учебных заведениях, учили мужчин бить камчой своих жен, чтобы не оставлять следов, покрывать головы маленьких девочек, проводили обряд «неке кию» без официальной регистрации брака и т.д. Участились и разводы по исламским законам, когда муж дает развод жене одним только словом «талак» («развод»), и брошенная семья остается без алиментов, потому что не было официальной регистрации брака. По публикациям в СМИ, таким правом пользуются и сами имамы. От них не отстают и некоторые чиновники. Не говоря о заметном снижении уровня образования, науки, культуры, литературы. Такие тенденции будут усиливаться, если государство будет безучастным. В СМИ писали, что набирают обороты элементы «священных браков» («бауырласу»): девушки выходят замуж за представителей радикальных течений ислама, затем их мужья, произнося слово «талак», разводятся с ними и передают их своим друзьям. После этого девушка снова выходит «замуж» и схема повторяется. В результате «боевая подруга» может родить детей, не зная от кого ребенок. Ислам действительно разрешает бить жену в том случае, когда она ослушивается мужа и не повинуется ему без уважительной причины. Во многих мусульманских странах нет законов против бытового и сексуального насилия. Имамом может стать только мужчина, и этим многое сказано. При чтении молитв в мечетях, похоронах женщины не могут быть вместе с мужчинами. В мусульманском обществе женщина поставлена в неравноправное положение по сравнению с мужчиной. Согласно мусульманской традиции, жена полностью подчинена мужу. Основная роль женщины сводится к семье, воспроизводству потомства и уходу за детьми, в то время как роль мужчины заключена в финансовой поддержке семьи. Если женщина проявит желание, то она может получать образование, работать и т.д., но только с согласия опекуна. В Саудовской Аравии женщины не имеют права водить автомобиль без разрешения мужчин, а до недавнего времени они вообще не имели права водить машину. Без разрешения мужчины женщина не может выйти замуж, путешествовать, лечиться и получать образование. У нас появилась неизвестная ранее потребность в «богоискательстве», которое довело дело до «чистого» или «арабского» ислама, а это уже ревизия и конфликт с традиционным укладом и «степным» исламом. Соответственно меняется место женщины в семье и обществе. Укутанная в длинное покрывало женщина не должна учиться в вузе, работать вместе с мужчинами, заниматься общественной работой, политикой, искусством и т.д. Как результат идеологической обработки – отъезд казашек с семьями или без семьи в Сирию, чтобы жить по законам шариата и халифата.                          Конфликт «чистого» ислама с традиционной культурой     В отличие от других оседло-земледельческих мусульманских регионов, у кочевых казахов постулаты мусульманского права не развились столь широко. Этому способствовал образ жизни и стиль мышления номадов-казахов. Например, у нас толерантный «степной» ислам органически сосуществовал с тенгрианством, с традиционной культурой и образом жизни; в условиях кочевой жизни мечетей было мало – они были в городах. В течение веков между ними был достигнут удачный симбиоз, без войн и потрясений многие элементы тенгрианства, доисламские обычаи, особенности образа жизни вошли в «степной» ислам, в том числе вера в Аруахов, почитание предков, природы, свадебные, погребальные обряды, открытое лицо женщин и др. В казахском обществе шариат, по сравнению с адатом, не получил доминирующей роли. Особенности кочевого уклада жизни накладывали отпечаток на духовную жизнь, на отношении полов, регламентацию общественных отношений. Женщины у казахов в отличие от мусульманок-ортодоксов соседних народов были более свободны. Не было принято закрывать лица, носить паранджу. Жизнь в юрте, где не было «мужской» и «женской» половины, и общий прием пищи вокруг круглого дастархана говорили о равноправии мужчины и женщины. Корни национальной музыки, эпоса, устного народного творчества, изобразительного искусства, архитектуры, одежды и т.д. имеют доисламское происхождение. И они не только дошли до наших дней, но получили развитие и распространение, а исламские мотивы в литературе и искусстве очень слабы. Как и относительное равноправие мужчин и женщин: вспомните хотя бы айтысы между ними (например, Дина Нурпеисова участвовала в айтысах наравне с мужчинами), не говоря о девушках-батырах. Вспомним, что у казахов есть игра «Қыз қуу», когда всадник должен догнать девушку на коне. Если он этого не сумеет сделать, она может отхлестать его плеткой. Наши девушки росли вольно, потому и отличались воинским духом. Не говоря о Кодексе РК «О браке и семье», где законодательно закреплено равноправие супругов. Еще в начале ХХ в. казахи шли в бой с именами своих предков, аруахов. Те же мазары, против которых ополчились исламисты, имеют корни в древних курганах. А сегодня участились случаи похорон в день смерти (как принято в арабских странах из-за жары), проведения торжеств без музыки и танцев. Почему под категорию «харам» стали подпадать многие виды искусства, традиции, обычаи? К примеру, те же қонақасы, ас, беташар, жеті нан, казахская музыка, национальные игры и т.д. В Степи девочки и девушки ходили с непокрытой головой. Казахские женские украшения и национальная одежда имеют доисламскую историю – саукеле, камзол, бөрік, шошак бөрік, бока, платье и т.д. После приезда в аул жениха невесту «воскрешали». Для этого проводили очищающие обряды, баксы под музыку совершал ритуал «воскрешения» невесты – беташар (открывания лица): он знакомил «пришедшую с иного мира» (келін от келу «приходить», ср. невеста от «неизвестная»; возможно, название головного убора «саукеле» от «сау келеді» – придет во здравии, придет живой, «сау келе жатыр» – едет благополучно) с почитаемыми предками и родственниками мужа, его семейными и родовыми преданиями и ритуальной камчой открывал ей лицо от покрывала. Наверное, функция государства не должна сводиться к тому, чтобы доводить негатив до его созревания и «нарыва» в виде социальной болезни. В Узбекистане и Таджикистане пошли по пути ужесточения религиозного законодательства: запретили чиновникам, школьникам посещать мечети (во время работы и учебы), запретили ношение хиджаба, настоятельно рекомендуют сбривать бороды и т.д.

              Дастан ЕЛДЕС

               qazaquni.kz