"Рыцарство в Европе появилось благодаря мигрантам из азиатских степей" – эксперт

Одно из самых значимых явлений европейского Средневековья – рыцарство – появилось благодаря мигрантам… из азиатских степей. Как традиция сугубо мужских обществ докочевала до Европы, прижилась и пустила корни? Об этом пишет «КАРАВАН».

                     Крестоносцы – потомки сарматов и гуннов?

Откуда в условиях оседлой феодальной Европы появились рыцарские традиции? С культом конной и физической подготовки, высоким уровнем военно-спортивной состязательности и т. п. Одна из версий отсылает к временам крестовых походов: возможно, на Ближнем Востоке крестоносцам преподали уроки “воинского мастерства, личной доблести и чести”, которые они впоследствии принесли в Европу. Но казахстанские исследователи считают, что это случилось гораздо раньше! – Семена рыцарства были посеяны столетиями ранее тюркскими всадниками эпохи Великого переселения. Поэтому все европейские рыцари, более того, вся их аристократия – выходцы из степи, – утверждает историк Жумажан БАЙЖУМИН. – Об этом писал еще Геродот, что с Востока на Запад кочевые народы выталкивают друг друга. Причиной тому – борьба за пастбища и высочайший демографический рост в степях. Результатом такого интенсивного выталкивания стала глобальная миграция периода раннего Средневековья. Именно с нее, как считают наши исследователи, и стоит начинать искать истоки европейского рыцарства. В своей новой работе “Тюрки и Великая степь” Жумажан Байжумин и доктор педагогических наук Кайрат ЗАКИРЬЯНОВ описывают, что Великое переселение народов проходило в несколько этапов: первый относится к II–IV вв. и считается сармато-готским (эти племена были главной движущей силой), второй этап – гуннский (IV–V вв.) и третий – аваро-болгарский (VI–VIII вв.). По мнению итальянского историка, публициста Франко Кардини, на чьи слова они опираются, именно в это время “начинается переоценка европейской военной истории, в которую решительно вторгаются народы, извергнутые из азиатских степей...”. – Ключевым этапом был гуннский, но что гунны застали в Европе? Почти разложившуюся Римскую империю, именно они привели ее к краху, – продолжает Байжумин. – Кочевники “доставали” Рим с III века, первыми приходили еще германоязычные племена, где ядро было сформировано из ранее вытесненных сарматов, скифов, киммерийцев... Характерный для кочевого общества культ коня также устремился на Запад. А монополия, принадлежавшая кочевникам в военном деле, в итоге привела к установлению в Европе господства конной элиты. Крестоносцы – это потомки сарматов и гуннов раннего Средневековья. А первые из пришедших тюрков позже составили аристократические и королевские династии Европы. Кандидат исторических наук В. Уколова в статье к российскому изданию Ф. Кардини “Истоки средневекового рыцарства” писала, что: “с азиатского Востока, считает Кардини, явились не только полчища искусных и бесстрашных всадников, повергшие в ужас и трепет жителей Европы, но вместе с ними был занесен как некий прекрасный социальный и культурный идеал – образ воителя на коне, защитника людей и повергателя чудовищ. Идеал, оказавшийся исключительно важным для становления рыцарства, и более того, средневекового христианства и средневекового менталитета вообще”.

                                                 Орда = орден

В степи всегда существовали так называемые сал и серi. Серi c казахского языка переводится как рыцарь, настоящий мужчина, а серiлiк – рыцарство. – Рыцари – серi – были одновременно воинами, музыкантами, поэтами, ораторами, хранителями древних обычаев и военных традиций своих предков, защитниками простых людей. Часто они обрекали себя на то, что никогда не заводили семью. Степные рыцарские братства были не просто союзами вольных воинов, а духовно-воинскими объединениями с древнейшей историей, – комментирует Жумажан Байжумин. – Они являлись сообществами достаточно неординарных людей, происходивших исключительно из среды кочевой знати. Вместе с серi, воинами, в такие братства входили салы – обладатели более высокого статуса. На протяжении тысячелетий в степях Турана действовали тайные духовные ритуальные союзы салов, где был культ военных предков. В Древнем Риме есть салии. В энциклопедиях написано, что салии – это представители двух жреческих коллегий, поклонявшиеся богу Марсу, исполнители древних воинских песнопений и плясок. То есть с тем же названием они ушли, возможно, через этрусков или раньше. В степи всегда было важно, какого ты рода, это превыше всего, но сал и серi – это было уникальное явление, когда люди были выше этого. Они собирались по духу, по понятиям, достойные друг друга. Потом из таких сал и серi возникли рыцарские ордена. Одни ордена создавались в самой Европе, другие во время рыцарских походов, как, например, тамплиеры. Культурными преемниками степных братств сал и серi выступили члены религиозно-рыцарских орденов: Иоаннитов, Мальтийского, Тевтонского, Ливонского, меченосцев и др. Авторы книги приводят доводы российского исследователя Ю. Болотова, который объясняет, что “по образцу и подобию орды азиатских кочевников европейцами были созданы первые рыцарские ордена”. А латинское слово “ордо” и тюрко-монгольское «орда» имеют сходное звучание и значение – порядок, власть, закон. Изначально все европейские рыцари были людьми духовно-воинского склада, духовной доминантой в их мировоззрении выступило христианство. “Рыцарская культура была своеобразным историческим синтезом традиционной культуры степных кочевников и религиозной христианской культуры, – пишут авторы книги. В рыцаре уважали не только его физическую силу, боевой дух, воинское умение, сознание орденской чести и поведение в соответствии с нормами кодекса рыцарской чести, но и то, что он подчинил эти качества службе Господу Богу и Святой Церкви”. – Процесс христианизации вчерашних кочевников проходил крайне сложно, поскольку во многих своих положениях христианская доктрина находилась в драматическом противоречии со степными традициями, особенно в интерпретации войны и мира, веры и верности, – продолжает Байжумин. – Процесс “совмещения ценностей” шел в течение всего раннего Средневековья. С приходом кочевников в Европу происходит “милитаризация” христианства. Появляются такие неприемлемые раньше понятия, как “святые воители”, “воины Христа”, “священная война”, “воинство Бога”.

                                              Рыцарские турниры

Первый орден, как описано в книге, был создан французским аристократом Годфруа де Преи (Жофруа де Прейли). Его члены должны были владеть семью обязательными навыками, большинство из которых традиционно присущи выходцам из степей. Посудите сами: езда на лошади, умение сражаться холодным оружием, стрелять из лука, охота загонным методом на крупного зверя и с ловчими птицами, плавание вместе с лошадью и др. Его же называют отцом рыцарских турниров, для которых он написал первые правила. – Многие западные и советские исследователи уже давно обратили внимание на степные формы охоты средневековых европейских аристократов, принципиально отличных от методов охоты лесных народов, – продолжает Байжумин. В художественной литературе, кино, живописи неизменно используется образ средневековой аристократии, любящей конную охоту с борзыми и ловчими птицами. Очевидно, что для местной знати это стало прочной традицией. Франко Кардини пишет: “Войны и другие виды деятельности, входящие в военную подготовку, прежде всего, охота, становятся уделом высшего сословия. Обязанность низших классов – труд”. Что касается внешней узнаваемой атрибутики европейских рыцарей – тяжелых лат, то, по данным все того же Кардини, шлемы и доспехи появились в Европе вместе со скифами и сарматами: “Живя в азиатских степях, скифы овладели двумя главными искусствами: верховой ездой и обработкой металла”. Казахстанские авторы дополняют, что были успешно переняты именно технологии кочевых катафрактариев (тяжеловооруженных воинов). Как указано в “Википедии”, “тяжелое вооружение сарматской конницы и длинный прямой меч из сварной стали гуннского типа являются очевидными прототипами вооружения средневековых рыцарей Европы”. Опять же, что значит образ рыцаря? Это, как правило, вооруженный всадник на лошади, закованный в доспехи. А слово "рыцарь" – происходит от немецкого ritter – всадник, наездник. – В этом смысле все кочевники Турана были рыцарями, – отмечает собеседник “КАРАВАНА”. Интересно, что тяга к войнам и разного рода воинским состязаниям и развлечениям у вчерашних кочевников не иссякла. И они смогли свои привычки успешно интегрировать в местное сообщество. – Средневековые рыцарские турниры берут свое начало от традиционных боевых празднично-спортивных и дуэльных конных единоборств, популярных у скифов, сарматов, гуннов и древних тюрков, – говорит один из авторов книги. – Обычно битвы между конницами предварялись индивидуальными сражениями наиболее сильных бойцов с обеих сторон. Как считает Кардини, в пору расцвета Европы рыцарство уже довольно далеко отстояло от своих степных истоков, однако же по-прежнему продолжало питаться ими. Но к XIII веку европейское рыцарство превратилось в замкнутый, изолированный от внешнего мира орден, а принятые в нем нормы древней степной военной культуры во многом выродились в искусственный этикет.

Марина ХЕГАЙ

qazaquni.kz «Қазақ үні» газетінің №13-14(883-884) 06.04.2020ж-13.04.2020ж. саны.