Наурыз: время обновления

289
0
Бөлісу:

В Казахстане каждый год отмечают главный праздник весны – Наурыз. Об этом празднике time.kz рассказали знатоки, ученые, казахстанцы и иностранцы.

                                Традиции меняются

 

Талгат ЖУМАГАНБЕТОВ, профессор Актюбинского регио­нального государственного университета им. Кудайбергена Жубанова:

– Чтобы Наурыз стал по-настоящему семейным праздником, его следует праздновать как Новый год. А для этого он должен иметь так называемый детский компонент, когда малыши ждут подарки, поощрения за то, что целый год вели себя хорошо. Чтобы в памяти детей сызмальства оставались светлые моменты, которые во взрослой жизни будут работать на укрепление семейных отношений.

А вообще, традиции меняются. До XVI века у казахов была традиция окроплять на Наурыз землю в сторону востока молоком. Правда, эта традиция в свое время сыграла злую шутку с самими казахами. Так, в 1509 году усилилось противостояние между Касым ханом и Мухаммадом Шайбани. Узбекский хан созвал в Самарканд улемов, то есть исламских ученых, чтобы узаконить, обосновать свое нападение на земли Касым хана, поскольку обе стороны были ханафитами. Улемы после долгих совещаний заявили хану Шайбани, что казахи весной окропляют молоком землю на восток и это, по сути, отступление от ислама. Этого оказалось достаточно, чтобы начать войну. Конечно, Касым хан и его войско победили хана Шайбани. Однако традиция окропления молоком земли в Наурыз повсеместно забылась.

                                                 Туристам будет интересно

 

Дэннис КИН, телеведущий, путешественник:

– Наурыз – особое время для меня и моей семьи. Каждый год в зимние месяцы мы путешествуем, но всегда возвращаемся домой к Наурызу. Для меня это праздник весеннего равноденствия и древних казахских традиций. Кстати, каждый год президент США официально поздравляет с Наурызом, поскольку в Америке живет много выходцев из Ирана. Ведь празднование Наурыза – это не только тюркский обычай, не будем забывать, что изначально это персидский праздник, связанный с зороастризмом. Как специалист по туризму, я надеюсь, что в будущем Казахстан сделает больше для того, чтобы привлечь иностранных туристов именно на празднование Наурыза. Например, в Монголии существует летний праздник Наадам, на который ежегодно съезжаются тысячи туристов. Особое внимание там уделяют национальным видам спорта – скачкам на лошадях и борьбе. И я бы хотел, чтобы в Алматы тоже можно было запросто увидеть байгу и кокпар, а не только беркутчи, которые слоняются вокруг со своими психованными орлами. Что касается моей семьи, то у нас нет какого-то конкретного сценария празднования Наурыза. Национальных блюд мы с женой не готовим, наслаждаемся тем, чем угощают другие. Мы живем в центре Алматы и обычно просто идем на площадь Астана и смотрим, что там происходит.

                                             Когда загудит земля

 

Зира НАУРЗБАЕВА, культуролог, исследователь:

– Возможно, наши предки отмечали Наурыз в феврале. Как-то я переводила труды ученого Серикбола КОНДЫБАЯ, который анализировал сведения о народности сюнну (хунну) в китайских источниках. Он выяснил: похоже, что сюнну праздновали Новый год где-то в феврале и дата постоянно передвигалась. Кроме того, он цитирует статью нашего исследователя, известного лингвиста Нургельды УАЛИУЛЫ, который говорит о существовавшем раньше у казахов летоисчислении Қамбар тоѓысы. Согласно ему новый год начинался, когда в первый день новой Луны звезда Камбар пересекается с Луной, и происходило это как раз в феврале. Там очень сложная система летоисчисления, и она совпадает с тем, что говорится в китайских летописях о сюнну. Более полно эту систему сохранили киргизы. Как-то я своей подруге рассказала о том, что у этнографов есть сведения о праздновании Наурыза в феврале, и она сказала: “Моя мама тоже всегда в феврале Наурыз отмечает. Она что-то постоянно вычисляет, а потом в какой-то день в феврале говорит, что Наурыз наступил, варит коже и раздает его соседям”. Вот такая интересная вещь. Я потом у своего мужа (писатель Таласбек АСЕМКУЛОВ. – Ред.) спросила, и он сказал: “Да, у нас в Семипалатинске тоже Наурыз в феврале отмечали. Говорит: “Не знаю насчет звезд, но меня ата учил, что есть два признака наступления Наурыза: во-первых, у верблюдов начинается гон, а во-вторых, земля просыпается и начинает гудеть”. Раньше музыканты или те, кто наблюдал за звездным небом и природными явлениями (таких людей называли есепшi), говорили, что если в землю вбить деревянный кол и даже просто прикоснуться к нему, в какой-то день можно почувствовать, что он загудел. И этот день считается приходом Наурыза.

Еще стоит отметить, что в феврале отмечается восточный Новый год. Дело в том, что в китайских древних летописях сказано, что этот календарь китайцы заимствовали у тюрков. Это, кстати, еще в начале XIX века выяснил французский востоковед, синолог Жан-Пьер АБЕЛЬ-РЕМЮЗА. То, что сейчас называют восточным календарем, на самом деле было календарем кочевников. Этот сложный 60-летний цикл был нужен для животноводства. В условиях кочевого скотоводства, когда на зиму не запасали корма, нужно было прогнозировать погодные условия. Этот цикл разбивался на 12-летние циклы. У казахов в 12-летнем цикле некоторые годы считаются благоприятными, некоторые – неблагоприятными. Но иногда, раз в 60 лет, и в благоприятный год может случиться джут, и он будет страшнее, чем обычный. Для того чтобы эти вещи предсказывать, и был создан этот календарь.

Получается, параллельно существовало несколько календарей. Тот, когда новый год начинался в феврале, это наш. Наурыз в марте – это влияние с юго-запада, иранское. Казахи пытались его адаптировать. Например, у Серикбола Кондыбая в книге “Казахская мифология” есть легенда о том, что в древности жили три брата, которых звали Казак, Сузак и Наурыз. Наурыз был бездетным и перед смертью позвал братьев и сказал им: после меня не остается потомства, значит, мое имя исчезнет. Если вы этого не хотите, каждый год устраивайте по мне поминки. Братья исполнили его просьбу и стали ежегодно справлять поминки и считать этот день началом нового года. Есть варианты этой легенды о двух братьях – Наурызе и Алаше. Что интересно, некоторые исследователи, не знавшие этих легенд, сравнивали Наурыз с праздниками умирающих и воскресающих богов, как, например, праздник Диониса в Греции.

                                         Даёшь амнистиюи премии!

 

Айшуак ДАРМЕНУЛЫ, историк, главный менеджер ОФ “Отбасы хрестоматиясы”:

– Праздник на то и праздник, что его ждут всем миром и на­деются на чудо! Когда есть эти две составляющие, тогда и можно говорить, что это всенародное торжество. Я прихожу к мнению, что Наурыз у нас больше праздник живота, когда за обе щеки трескают баурсаки и пьют вкусное коже. По моему мнению, чтобы эту дату ждали все казах­станцы, должны быть какие-то великие дела, блага. Может, это какое-то фантастическое пожелание с моей стороны, но было бы неплохо, если бы к Наурызу объявили амнистию для осужденных малолеток и женщин. Ведь Наурыз – это и социально справедливый праздник. Можно было бы премии выдать на производстве и в организациях, надбавку к стипендиям студентов и пособиям нуждающихся. Хорошо бы сделать общенациональной традицией посадку деревьев в этот день. А еще нужны фильмы и мультфильмы по случаю праздника. Посмотрите, какие волшебные рождественские фильмы снимают в Европе или картины про новогоднее чудо в России. Почему бы и нам такое не сделать?! А еще запустить так называемый марафон добрых дел, когда акимы областей и районов исполняют сокровенные желания больных детей, сирот, пожилых людей. Доброе дело имеет цепную реакцию. Все бы подхватили этот почин.

                                               К земле поближе

Серик АБДИЖАМИ, активист-общественник:

– По моему мнению, Наурыз – это праздник тех, у кого есть что выгнать на выпас на жайлау после долгой зимы. Когда аулы будут процветать, тогда и будет Наурыз! Да и вообще этот праздник необходимо проводить исключительно в аулах, где будут устраивать байгу, кокпар, тенге алу. Установят алтыбаканы, развернут ярмарку народных поделок и изделий по древним технологиям, бабушки будут сидеть у всех на виду с веретеном, в казанах будет вариться коже, и люди могут сумками купить не только курт и иримшик, но и другие почти забытые национальные блюда. Тогда такой праздник превратится в фестиваль, а там и туристы нахлынут! А что сейчас? Сейчас – установленные на улицах юрты и люди в грязной обуви, кружащие вокруг этих юрт в надежде, что их туда пригласят!

Подготовили Мадина АИМБЕТОВА, Алматы, Акмарал МАЙКОЗОВА, Актобе (в сокращении)

qazaquni.kz

 

 

Бөлісу:

Facebook арқылы жазылған пікірлер

Пікір немесе жауап жазу