Трайбализм – преграда для развития нации?!

  Когда говорят, что казахи делятся на роды – это неправильная и провокационная формулировка, надо говорить: казахский народ состоит из родов, а не делится. Мощь генеалогического дерева покоится на многовековой внутренней силе. Это благодатная биофизическая среда, где ежедневно происходит акт сотворения жизни, обновления, акт передачи генетической информации.                   Род был необходим для сохранения родовых земель      Это историческая, культурная, антропологическая и социологическая данность. Ее надо хорошо системно изучать, понимать и уметь с этим работать. Это имманентное свойство казахов в течение столетий помогало выживать, это вросло в плоть и кровь любого укорененного в почву казаха. Это присутствует, даже если мы это не принимаем или пытаемся с ним бороться. В какие-то периоды истории родоплеменная структура была конкурентным преимуществом, помогала быть эффективными, создавала новые возможности, укрепляла солидарность и социальную мобильность казахов, в особенности по сравнению с европейскими этносами. Родовая система была необходима и для сохранения родовых земель: определенная земля была во владении определенных родов, все казахи знали, где чья земля. Это еще связано с экономикой. 21 октября 1868 года в России вышел «Указ о преобразовании управления казахами Оренбургского и Сибирского ведомств», и одновременно с указом было принято «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях», по которому в управление Оренбургского генерал-губернатора вошли Уральская и Тургайская области, а Акмолинская и Семипалатинская области – генерал-губернатору Западной Сибири. То есть в 1868 году Россия поделила степь на волости взамен деления на родовые земли и начала борьбу с родами. До революции кровнородственная связь казахов была естественной формой существования, альфой и омегой социальной и личной жизни народа. Кровнородственная связь тех времен определяла все. Каждый казах с детства знал, откуда он вышел, и нес это через всю жизнь. Каждый казах должен был знать семь поколений своих предков, поскольку не было паспортов и свидетельств о рождении. К тому же у казахов была система экзогамии: жен брали либо из другого рода, либо по семи поколениям вычисляли кровнородственную связь, чтобы не было кровосмешения. В наше время говорят о памяти на клеточном уровне, то есть большую информацию от своих предков мы передаем детям через свое тело. Культ предков, известный многим народам, улучшает эту память. Незнание же прошлого своего рода, его известных представителей погашает генетическую информацию, что вызывает сбой на клеточном уровне и появляются «блуждающие души» и болезни. Такое состояние может повлечь и нарушение или несоблюдение каких-либо погребальных обрядов после смерти близкого человека. Народная медицина оценивает знание своих предков как обязательное семейное достояние. При некоторых заболеваниях она советует чтение сказаний и мифов; особенно благотворно влияет их профессиональное исполнение с музыкальным сопровождением. В традиционном кочевом обществе во главу угла всегда ставились семейные родовые отношения. У нас не было сирот, детских домов, дети не оставались на улице, их не бросали – при смерти родителей детей брали родственники; чем больше детей, тем сильнее были семья и род. Род и семья на себя брали все функции, социальные обязательства. Сейчас эти функции взяло на себя государство: детские дома, дома для престарелых, пенсионное обеспечение и т.д. Но это в известной мере разрушило традиционную семью. Кочевое общество постоянно было заинтересовано в увеличении своей численности, это краеугольный камень его развития. Если в клане насчитывается достаточное количество людей, с ним будут считаться. Если род малочисленный, то и отношение соответствующее. Поэтому родовые правители всегда старались укреплять семьи и род. Нормой было и усыновление детей своих побежденных врагов. Даже брали к себе найденышей, детей со стороны – воспитывали, давали имя своего клана, и они росли полноценными людьми. Мало было и одиноких женщин в силу многоженства, аменгерства (замужество вдовы за брата, родственника мужа) и родовой ответственности за его членов. Если умирал один из братьев, и чтобы его дети воспитывались внутри клана, вдова могла выйти замуж за другого брата. Главой рода становился, как правило, старший сын, которому в наследство переходили тысячные табуны. Его табуны нуждались в присмотре, который осуществляли его более бедные сородичи. Он же, в свою очередь, заботился о них. Такая система взаимоподдержки была способом выживания. Другие черты и содержание родоплеменной солидарности    В годы советской коллективизации вчерашним баям и зажиточным казахам выживать помогали бедняки-сородичи. Заметив такую родовую солидарность и помощь, советы взялись и за бедняков, отнимая у них последнего козленка. К тому же в советское (и в царское) время постарались разрушить родовое единство, насильно переселяя людей под разными предлогами из своих вековых мест обитания. В современных условиях из-за кардинального изменения образа и условий жизни родоплеменная солидарность не только начала терять первоначальное значение, но приобрела некоторые другие черты и содержание. О трайбализме у нас говорить не принято. Тем не менее, это явление существует. И, как считают многие, наряду с коррупцией является одним из основных тормозов развития государства. Сформировавшиеся много веков назад родоплеменные союзы и сегодня влияют на расстановку сил в политике и экономике. А если с полной ответственностью подходить к этому вопросу, то трайбализм в «современном исполнении» очень пагубно влияет на принципы меритократии и поступательного движения и прогресса общества в целом. Кадровая политика многих руководителей самого разного калибра до сих пор определяется по принципу родовой принадлежности и личной преданности. Те, кто изучает эту проблему, считают, что трайбализм деструктивно влияет на происходящие в стране демократические процессы и способствует эрозии государства. Ведь в отличие от коррупции, о ней вслух не говорят. И она очень трудно диагностируется, поскольку клановые отношения во многом закрытые отношения, особенно в сфере политики. Это отношения, которые осуществляются в кабинетной тиши. Мы можем об этом только догадываться и лишь интерпретировать последствия. Исследования «назарбаевского поколения» показывают, что для него важен трайбализм как важная составляющая социальной мобильности. Если говорить о кадровой политике, то определяющее значение имеет принцип формирования команды, основанный на личной лояльности. Бюрократ набирает к себе в команду людей, которым он доверяет, учитывая финансовые ресурсы и условия их распределения. Недаром у крупных чиновников – своя команда, с которой перебирается с одного кресла на другое. Развилась известная система «патрон – клиент». У каждого патрона была задача иметь как можно больше клиентов (подопечных) под собой. И чем больше у него подопечных, тем лучше. Семейно-клановая особенность трайбализма приобрела новые качества – даже появились такие понятия, как «экономика племянников», «экономика зятьев». Принцип команды среди бюрократов ослабляет надзор и контроль за исполнением реформ, так как создает круговую поруку и информационную асимметрию. Действия большей части казахской политической элиты, особенно в кадровой политике, подсознательно определяются принципом жузовой солидарности. Тем самым, трайбализм, хотя и неофициально, положен в основу государственного существования Казахстана. Соблюдать паритет интересов для развития нации  В то же время род может сыграть неоценимую роль в возрождении гражданского общества, переживающего глубокий внутренний кризис. В нашей ситуации с развитием капитализма будет развиваться и демократия. Это будет способствовать формированию нации. При этом родоплеменная принадлежность никуда не уйдет. Главное, чтобы люди к этому разумно относились. Пока есть казахи, будет существовать трайбализм. Другое дело – в какой форме. Сейчас он адаптировался к условиям ныне существующего в стране капитализма. Раньше он был доминирующим, затем стал преобладать в отдельных сферах. Сейчас он в третьей форме. Если система дальше будет развиваться, то и трайбализм будет менять свою форму. То есть у него постоянно меняются сферы преобладания. В том, что казахи знают своих предков, нет ничего плохого. Важно, чтобы это оставалось в культурной и социальной сфере и не влияло на экономику и политику государства, что наблюдалось в последние десятилетия. В настоящее время, как отмечают аналитики, жузовая система действует крайне деструктивно в системе власти Казахстана. По одной главной причине – нарушен баланс представительства от жузов в высших органах республики. И в интересах государства и развития нации необходимо избегать тенденции в высшей властной структуре деления страны на юг, север, запад, восток, соблюдая справедливый паритет интересов. В то же время необходимо придерживаться принципа меритократии, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их жузовой принадлежности, социального происхождения и финансового достатка. Дастан ЕЛДЕС         qazaquni.kz