В ЕАЭС до сих пор не устранили барьеры…

31 января в Алматы состоялось заседание Евразийского межправительственного совета (ЕМПС), в ходе которого приняты важные решения в сферах торгового сотрудничества, устранения барьеров, интеграции национальных информационных систем и др. В заседании приняли участие премьер-министры Казахстана, Российской Федерации, Беларуси, Кыргызстана, Армении, Молдовы (на правах страны-наблюдателя) и председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Устранение барьеров для ускорения интеграции …В огромном зале пресс-центра в гостинице «Rixos Almaty» собралось большое количество представителей СМИ из ЕАЭС. Работа журналистов была организована на высоком уровне: на столах – компьютеры, на огромных мониторах – прямая трансляция хода заседания ЕМПС, по ходу работы можно подкрепить силы здесь же в буфете и пообщаться в неформальной обстановке. Были организованы встречи журналистов с членами делегаций. Как было заявлено, внимание глав правительств было сосредоточено на устранении барьеров, изъятий и ограничений. По традиции заседание Межправсовета прошло в узком и расширенном составах. В его повестку включены 12 вопросов, касающиеся торгово-экономического сотрудничества и расширения взаимной торговли между государствами-членами, устранения барьеров, препятствующих функционированию внутреннего рынка, а также развития интеграционного потенциала в отдельных сферах экономики. Также был заслушан доклад о ходе работы над проектом Соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках ЕАЭС. В тот же день участники заседания ЕМПС посетили Международный форум «Цифровое будущее глобальной экономики», посвященный вопросам взаимодействия цифровых экосистем в целях поддержки и стимулирования инноваций и технологического предпринимательства. Открывая заседание Совета, премьер-министр РК Аскар Мамин отметил, что 2019 г. стал значимым для развития ЕАЭС и весьма продуктивным: «Во-первых, мы отметили 5-летний юбилей функционирования интеграционного объединения, заложили основу для новых горизонтов развития интеграционных процессов на последующий пятилетний период, принят ряд важных документов, достигнуты взаимовыгодные договоренности по текущему и дальнейшему развитию ЕАЭС, подписано Соглашение о судоходстве, сформирована правовая основа создания общего электроэнергетического рынка, утверждена Концепция формирования общего финансового рынка». Аскар Мамин акцентировал внимание на необходимости согласования поправок в Порядок устранения барьеров, которые позволят ускорить процесс рассмотрения обращений до 3 месяцев. Он предложил до конца 2021 г. полностью перевести в электронный формат госзакупки, проводимые в странах ЕАЭС. Премьер-министр Беларуси Сергей Румас как представитель стороны, принявшей с 1 января 2020 г. председательство в органах ЕАЭС, отметил, что необходимо усилить ход поступательного развития интеграции: «Прежде всего, наше внимание будет сосредоточено на работе по устранению барьеров, изъятию ограничений на рынках ЕАЭС, а также на предотвращение возможностей возникновения новых видов препятствий». Одним из инструментов достижения этой цели является усиление наднациональной компетенции ЕЭК в таких сферах, как техническое регулирование, применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, осуществление государственных закупок, предоставление субсидий. Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркнул важность устранения оставшихся барьеров, препятствующих формированию общего экономического пространства, и указал на необходимость активизации усилий, направленных на формирование энергетического и транспортного рынка в ЕАЭС с обеспечением недискриминационных подходов в области ценообразования в тарифах и доступа к услугам естественных монополий. Премьер-министр Кыргызстана Мухаммедкалый Абылгазиев сказал, что необходимо принять ряд мер для создания эффективной системы по устранению барьеров, в частности, наделить Евразийскую экономическую комиссию дополнительными полномочиями по принятию решений об отмене национальных актов государств-членов, нарушающих право ЕАЭС: «Крайне важно внедрить механизм наложения определенных санкций и взыскания компенсаций Судом ЕАЭС при неисполнении решений Коллегии Евразийской экономической комиссии». Председатель правительства РФ Михаил Мишустин сообщил, что Россия положительно оценивает динамику евразийской интеграции по всем основным направлениям деятельности. Прежде всего, это работа общего рынка, более эффективным становится наднациональное регулирование. «Ставим перед собой цель – обеспечить рост экономики стран «пятерки», чтобы люди, которые живут в Союзе, чувствовали преимущества общего пространства и могли пользоваться равными возможностями», – сказал Мишустин. Отмечено, что за первые три квартала 2019 г. совокупный ВВП Союза увеличился на 1,4%, рост промышленности в сельском хозяйстве составил 2,7%. Он также отметил, что нужно ускорить «настройку» цифрового взаимодействия по вопросам фитосанитарии и ветеринарии, создать единую систему, которая позволит отслеживать перемещение товаров и грузов, подлежащих карантинному и ветеринарному контролю. Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян акцентировал внимание на достижениях Евразийской экономической комиссии. Он подчеркнул, что приняты все необходимые документы, предусмотренные Договором о ЕАЭС, для запуска в 2025 г. общих рынков в энергетике, транспорте, финансовой сфере: «Подписаны соглашения о прослеживаемости и маркировке. Мы институционализировали борьбу с барьерами внутри Союза. С 2016 г. устранено 51 препятствие. За последние 4 года взаимный товарооборот внутри Союза вырос на 32%». По словам Саркисяна, повысился имидж Союза: «С нами работают и хотят работать несколько десятков стран и объединений. Мы начали технический диалог с Европейским союзом. Подписали меморандумы о сотрудничестве с ключевыми региональными интеграционными объединениями – АСЕАН, МЕРКОСУР, Африканским союзом. Посредством подписания торгово-экономического соглашения с Китаем сделали важный шаг на пути сопряжения Евразийского союза и Экономического пояса Шелкового пути. Расширилась сеть зон свободной торговли Союза, которая с режимами наибольшего экономического благоприятствования охватывает 22% мирового валового продукта». Завершением обсуждения стало подписание главами правительств ряда документов, направленных на дальнейшую интеграцию. Всего было подписано 10 документов. Отрицательное сальдо Казахстана

Бюджет Казахстана показал наихудший результат в ЕАЭС – получил наибольший дефицит бюджета. Доход бюджета страны в январе-сентябре 2019 г. составил более 7,7 трлн тенге против расхода в 8,5 трлн тенге, дефицит бюджет достиг 813,1 млрд тенге или $2,1 млрд. При этом во взаимной торговле Казахстан является преимущественно страной-импортером: ввоз в РК в 2,3 превышает экспорт в страны ЕАЭС. Импорт Казахстана из стран ЕАЭС за год вырос на 7,1% и составил 10,3 млрд долларов; экспорт увеличился лишь на 2%, до всего 4,4 млрд долларов. Отрицательное сальдо торгового баланса 5,9 млрд долларов! Т.е. мы стали рынком сбыта для ЕАЭС, прежде всего, для товаров из России. А нашу продукцию под всякими предлогами на рынок соседней страны не пускают. Как сказала вице-министр торговли и интеграции РК Жанель Кушукова: «На практике казахстанские производители сталкиваются на региональном уровне с негласными ограничениями и запретами на российских прилавках. Это касается в основном продуктов питания: молочной, пищевой, овощной продукции». Это старая болезнь: Казахстан из года в год продолжал получать отрицательное сальдо торговли еще в Таможенном союзе. Например, на 2011 г. оно превысило 8,8 млрд долларов, а за 2012 г. – уже 10,9 млрд долларов. Т.е. ситуация в производстве не улучшалась. Те принципы и цели, которые закладывались на первоначальном этапе создания ЕАЭС, в настоящее время все больше и больше оказываются под новыми требованиями, стандартами, нормами и т.д. В итоге Россельхознадзор регулярно вводит особые требования для продукции из РК, зачастую более суровые, чем в отношении третьих стран. Смешно сказать, но отдельные условия для экспорта из Казахстана, например сельхозпродукции, в Россию были выгодны для нашей республики до создания ЕАЭС. Например, если сравнивать ситуацию до Таможенного союза с 2015 г., то наш экспорт упал на 18,5%. С другой стороны, нельзя все наши неудачи в производственной сфере целиком относить к неэффективности Таможенного и Евразийского союза. Ведь эта тенденция – неразвитость отечественного производства – была и до ТС, когда в лихие 90-ые годы мы потеряли многие производства потребительских, сельскохозяйственных, промышленных товаров и занимались лишь куплей-продажей. Пути поиска выхода из кризиса Место и будущее Казахстана в ЕАЭС напрямую будет зависеть от экономического прорыва нашей страны. Необходима специальная госпрограмма, которая учитывала бы новые реалии, новые вызовы в рамках ЕАЭС, чтобы сделать отношения в Союзе равноправными и экономически выгодными. Необходимы также новые инициативы, альтернативное видение союзного и регионального развития, чтобы противостоять экономическому давлению России. В то же время правительству необходимо дать оценку соответствия односторонних действий российской стороны по ограничению экспортных возможностей казахстанского бизнеса с принципами и целями Договора о ЕАЭС и действовать, защищая свои экономические интересы с принятием с нашей стороны зеркальных мер. Огромный рынок ЕАЭС необходимо использовать для выполнения госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития, большинство проектов которой ориентировано на внешний рынок. К тому же создаются благоприятные условия для создания совместного производства с Россией и Беларусью. Возможно, создание совместных предприятий, конкуренция товаропроизводителей сделают успешной борьбу с коррупционной «рентой», которая является основным тормозом для развития местного производства. Ведь главный мотив интеграции объясняется возможностью для Казахстана поучиться у России, если не ноу-хау, то хотя бы производству и примитивным технологиям, научиться, в рамках союза, конкурировать и диверсифицировать экономику путем отхода от сырьевой зависимости и развития производственных отраслей. Чтобы поднять сельское хозяйство, животноводство, нашим фермерам придется учиться и перенимать опыт у Беларуси, чтобы выдержать конкуренцию с сельхозпроизводителями этой республики. Для Казахстана необходима экономическая «агрессия» для отстаивания своих интересов, для продвижения своих товаров на рынки ЕАЭС, создания условий для производства. Пришло время, чтобы бороться за свое место под солнцем не только в своей стране, но и в евразийском пространстве и в регионе. Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz