Голгофа для Амре

В Жамбылском областном русском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Путь на Голгофу». Автором идеи исторической драмы об Амре КАШАУБАЕВЕ является депутат мажилиса, председатель ДПК «Ак жол» Азат ПЕРУАШЕВ. Впервые театр в Таразе собрал вместе столь разноплановых зрителей – заядлых театралов и поклонников Мельпомены, а также политических и общественных деятелей. Спектакль приехали посмотреть и авторы пьесы – юрисконсульт и член редакционной коллегии Русского драматического театра имени Н. Погодина в Петропавловске, заместитель председателя североказахстанского филиала партии «Ак жол» Евгений КИНЦЕЛЬ и секретарь центрального совета ДПК «Ак жол» Арман НУРКАЛИЕВ. В одной творческой команде они оказались благодаря креативной идее Азата Перуашева. – Всем известен уже прошедший в казахстанском прокате фильм «Амре», который снял американский режиссер-постановщик Джефф ВЕСПА, – отметил Азат Перуашев. – Картина получилась очень голливудской, на мой взгляд, несколько поверхностной. А сценарий, написанный Арманом Нуркалиевым, для думающего зрителя – это размышления о творческой личности, о судьбе нации в эпоху глобальных перемен. Я познакомил Армана с Евгением Кинцелем в надежде, что вместе они смогут воплотить на сцене эту пьесу. Сценарий был разослан казахстанским театрам, многие взялись за него, и мне особенно приятно, что впервые спектакль поставлен на сцене именно в Таразе, поскольку я сам уроженец Кордайского района Жамбылской области. К тому же своим гражданским долгом партия «Ак жол» считает распространение идей «Алаш» среди населения. Этой пьесой мы хотели донести до русскоязычной аудитории, в чем действительно историческая заслуга и в чем заключался граж¬данский подвиг алашординцев. В их идеях не было национализма, а было стремление аристократов духа (наподобие русской белой гвардии) привести казахский народ к лучшей жизни, свободе и независимости. Сам спектакль повествует о триумфе Амре Кашаубаева на Всемирном песенном конкурсе в Париже в рамках EXPO-1925, о его встречах с Мустафой ШОКАЕМ и Алиханом БОКЕЙХАНОВЫМ. (Известно, что певца преследовало ГПУ НКВД, подозревая, что он, встречаясь с алашординцем Мустафой Шокаем в Париже, передал его письмо в СССР другому алашординцу Ахмету Байтурсынову). Действие пьесы разворачивается в двух временных отрезках – Амре находится то в казематах и на допросах, то в своих воспоминаниях о поездках. Бесстрашный парень действительно стал связным в переписке «казахских декабристов». Находясь в сталинских застенках, он выбирал – стать ли предателем или остаться верным землякам, Отечеству, своему народу и его мечте обрести настоящую свободу. Он прошел свой путь на Голгофу до самого конца. Из истории известно, что Амре был найден мертвым ночью на одной из улиц Алма-Аты за день до премьеры в главной роли Тулегена в опере «Кыз Жибек» с примой Куляш БАЙСЕИТОВОЙ. Но этого печального финала нет в спектакле – Амре Кашаубаева выпускают из тюрьмы, ему предстоит ссылка. Режиссер не хочет ставить точку – ставит лишь многоточие... Хочется отметить талантливую игру жамбылских актеров Сабита ТОЛЕКАНУЛЫ в роли Амре Кашаубаева, Бекназара ИЗБАСАРОВА в роли Алихана Бокейханова, Самата МАХАМБЕТОВА, сыгравшего Мустафу Шокая, Ксении МАЙНАШЕВОЙ в роли жены Амре Оразке, Анастасии НИКОНОВОЙ, сыгравшей сподвижницу Амре Гулирам ИБРАИМОВУ, а также Анатолия ПРОСАЛОВИЧА в роли следователя Владимира Александровича. Режиссером исторической драмы стал лауреат Международной премии имени Ч. Айтматова Куандык КАСЫМОВ. Художником-постановщиком выступила Рахат САПАРАЛИЕВА. – Спектакль захватывает с первых минут, смотрится на одном дыхании, думаю, постановка заставит нашу молодежь вникнуть в суть того времени, найти литературу, статьи в интернете и узнать больше о представленных личностях алашординцев, об их истинных порывах, – говорит заместитель председателя жамбылского филиала ДПК «Ак жол» Сейсекуль АБДУСАТТАРОВА. – Увидев афишу Жамбылского областного русского драмтеатра с анонсом «Путь на Голгофу», я сразу разослала сообщения в социальных сетях. Таким образом о спектакле узнали и сами его авторы. Вот если бы еще где-то в ходе спектакля звучала фонограмма с настоящим голосом Амре Кашаубаева, было бы совсем здорово. – Хорошо, что буквально тут же, после постановки, можно ощутить духовную связь со зрительным залом, ведь, заметьте, практически сразу подходят люди, хвалят пьесу, но отмечают, что в некоторых моментах можно было бы углубить действо, показать ярче какие-то исторические факты, добавить неоспоримые доводы, – резюмировал Азат Перуашев. – И это самая главная награда за наше совместное творчество. Тime.kz (в сокращении)