Необходима госпрограмма по 55 китайским проектам

507
0
Бөлісу:

11-12 сентября президент РК Касым-Жомарт Токаев находился в Китае с государственным визитом. Президент Касым-Жомарт Токаев и Председатель КНР Си Цзиньпин провели переговоры, по итогам которых был подписан ряд документов, в том числе Совместное заявление о развитии всестороннего стратегического партнерства на новом этапе. Визит Токаева совпал с очередным всплеском обсуждения «55 китайских заводов» в нашей стране: это решение ныне вошло в фазу практического воплощения.

Необходима госпрограмма по китайским проектам

Еще в 2016 г. первый президент Нурсултан Назарбаев по итогам двусторонних переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином в рамках рабочего визита в Китай заявил: «Мы договорились конкретно о том, о чем мы раньше договаривались – это совместное строительство современных предприятий на территории Казахстана. Этот список включает 51 объект, 2 из которых построены, 4 будут построены на 2,5 млрд долларов в этом году, и в течение 5 лет будут построены предприятия стоимостью 26 млрд долларов».
Разговоры о китайских предприятиях ведутся уже более 5 лет: договоренность о переносе китайских производств появилась еще в 2014 г. по итогам заседания Совета глав правительств ШОС в Астане. Однако до сих пор нет официальной информации обо всех проектах: есть подробная информация лишь о нескольких, о многих – лишь названия без указания адреса. Такая непонятная секретность проектов вызывает беспокойство у казахстанцев. Изначально говорилось о переносе 51 предприятия из Китая, позже – о 51 совместном проекте, сейчас говорят о 55 совместных проектах. При этом никто не объясняет, почему прошли такие метаморфозы.
Многие отечественные проекты, в том числе и небольшие, обсуждаются в парламенте, правительстве и обществе – это нормальный процесс. А здесь строительство 55 иностранных предприятий на огромную сумму без обсуждения!
В свое время в СССР провели индустриализацию с помощью зарубежных инвестиций и специалистов. Тогда правительство приняло план индустриализации. За 10 лет американцы построили в СССР около 1500 заводов и фабрик! В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, с их помощью было подготовлено более 2 млн советских специалистов, которые освоили новые технологии. И все построенные заводы и фабрики стали советскими, а не американскими, потому что все решения, начиная с плана индустриализации и кончая приема и оплаты местных рабочих, принимали советские власти, а не американские.
А в случае с китайскими инвестициями и проектами совсем другая ситуация: всё решается в Китае, а не в Казахстане. А когда поднимаются вопросы по этому поводу, то это подается как синофобия, провокация, влияние третьих сил и т.д.
Чтобы не было антикитайских выступлений, влияния третьих сил и т.д., необходимо раскрыть все проекты. Для этого правительство Казахстана должно разработать государственную программу в связи со строительством 55 предприятий с тем, чтобы создать условия для перенятия технологий, обучения местных специалистов, учесть национальные интересы и выгоды для собственной экономики, а также миграционную и экологическую составляющую каждого проекта. Эти проекты должны отвечать, прежде всего, интересам казахстанской экономики и населения нашей республики. Необходимо также воспрепятствовать вхождению Китая через эти проекты в сельскохозяйственную отрасль – после китайских аграриев нередко остается непригодная для использования земля.
Все китайские проекты должны пройти общественную экспертизу. Проекты должны быть казахстанскими с привлечением инвестиций и китайских специалистов, а не китайскими; при совместных проектах в них в обязательном порядке должны участвовать на равных условиях и специалисты из нашей страны.
Правительство должно ответить на простые вопросы: На сколько лет рассчитаны эти проекты, будут ли входить казахстанцы в управление будущими предприятиями, какую роль они будут играть в проектах? Кто будет работать на создаваемых заводах и фабриках, сколько китайских специалистов и рабочих приедут? Какие условия строительства и где? Есть ли опасные производства – например, намечается строительство завода по производству промышленных взрывчатых веществ? Основной вопрос – кому впоследствии останутся предприятия?
А пока получается: если предприятия полностью будут строиться китайскими проектировщиками, организовываться китайскими управленцами, то производственный процесс будет под наблюдением специалистов из Китая.
Ведь эти предприятия создаются, прежде всего, для нужд экономики Китая, куда будет уходить основная часть продукции и сырья. Не получится ли ситуация, как в некоторых африканских странах, где работают китайские предприятия – небольшая польза для местных жителей с большим вредом для экологии? Ведь Китай использует в производствах отнюдь не безопасные технологии и материалы – недаром эта страна превратилась в самую опасную с точки зрения экологии страну, где нередко взрываются химические заводы.
Даже окончание аренды вызывает особую опасность, ибо немало примеров (во Вьетнаме, Зимбабве, Монголии и др.), когда по окончании аренды китайцев лишь силой выдворяли из страны вплоть до использования армии. А это нужно Казахстану?

Китайские правила игры

С другой стороны, наше правительство должно досконально изучить китайский опыт производства в других странах, чтобы учесть его негативные последствия, а они были и есть.
Так, Ламидо Сануси, бывший глава ЦБ Нигерии, заявил, что Африка открывается навстречу «новой форме империализма», в которой Китай забирает сырьевые материалы Африки и продает то, что он произвел, при этом не делясь опытом и технологиями. Не говоря о том, что африканские мужчины жалуются, что они потеряли своих жен и партнеров по бизнесу из-за китайцев.
А у нас по неофициальным данным – 300-500 тысяч человек из КНР. Добавьте к этому специалистов и рабочих, которые прибудут в связи со строительством 55 предприятий.
Но производство производству – рознь, и можно прогнозировать, что китайское производство вытеснит отечественных производителей с внутреннего рынка. Об этом свидетельствует не только опыт китайских компаний в Африке и Латинской Америки, но и в нашей стране.
Например, в свое время писали, что китайская компания «СНПС-Актобемунайгаз» в тендерной документации создает условия, которые не приемлемы для наших производителей. Допустим, указывают срок поставки штанги в документах – 10 дней. А наши производители такой объем могут произвести за 30 дней. Оказывается, китайцы заранее завозят в Казахстан штангу и проводят тендер! Об этом в октябре 2015 г. поведал директор АО «Актюбинский завод нефтяного оборудования» Дастан Мусин тогдашнему министру по инвестициям и развитию Асету Исекешеву.
В результате местные производители и промышленность не выдерживают нечестной конкуренции с китайской продукцией и постепенно уничтожаются, порождая безработицу.
Таким же способом китайские буровые компании полностью захватили рынок буровых услуг в нашей нефтяной отрасли. Более 10 лет назад они зашли в нашу страну и брались за полцены бурить скважину себе в убыток. Наши компании начали проигрывать им тендеры, и когда они полностью ушли с рынка и обанкротились, китайцы подняли цены сразу в 3 раза!
Как сообщил анонимный источник, китайцам известно все о запасах и месторождениях полезных ископаемых в Казахстане: «Все геологические карты у них есть. Они получали карты разными методами: если не получается напрямую – через посредников идут, через подкуп, через своих людей, допустим, через казахстанских граждан путем женитьбы на местных девушках, ну и так далее. Методов – сотни».
«В Актюбинской области, в Атырауской, в Мангистауской и в Кызылординской то же самое происходит. Только крупные нефтяные компании типа «Шеврона» или AgipKCO еще держатся, а все остальное уже фактически контролируется китайскими компаниями», – утверждал собеседник.
А вот свежая новость. В Шиелинском районе Кызылординской области в конце 2018 г. китайскими инвесторами был запущен цементный завод. И теперь жители села Кодаманов жалуются на пыль, плохое самочувствие, у детей появились какие-то болячки, ранки. Оказалось, по строительству завода не было общественных слушаний, и он построен вплотную к селу вопреки правилам.

Сколько Китай вложил в Казахстан?

Китай в последние годы посредством новых проектов значительно усилил свое участие в нашей экономике. Достаточно сказать, что китайское экономическое присутствие в виде кредитов, вложенных средств в нефтяную отрасль, инвестиции в новые проекты, строительства 55 заводов, по разным оценкам, в целом составляет более 74 млрд долларов! Эта огромная сумма, по которой необходима прозрачность и госпрограмма. Инвестиции – хорошо, но как будем их возвращать?
Возможно, в их числе имелись в виду и такие мегапроекты, как автомагистраль «Западная Европа – Западный Китай», новый «Шелковый путь» и др.
Самой масштабной стала открытая в 2010 г. кредитная линия на сумму 13 млрд долларов. Ее первый транш в 5 млрд долларов был направлен на увеличение доли КНР и доли РК в секторе нефтедобычи Казахстана и пошел на финансирование сделки по поглощению компании «Мангистаумунайгаз» казахстанской госкорпорацией «Казмунайгаз» и китайской «CNPC». Другой транш в 5 млрд долларов был получен правительством РК для борьбы с последствиями финансового кризиса. Последняя часть кредита в размере 3 млрд долларов при посредничестве Казахстана была предоставлена компании «Казахмыс» на расширение добычи меди.
Общий объем накопленных прямых инвестиций Китая в Казахстане на конец 2013 г. составлял 22,57 млрд долларов.
Все китайские предложения в нашей стране должны пройти всестороннюю экономическую и экологическую экспертизу, особенно в сельском хозяйстве, если такие проекты имеются. Например, в России бьют тревогу: китайцы «успешно» травят россиян нитратами, фосфатами и другой химией, выращивая на арендуемой территории огромное количество томатов, огурцов, баклажанов и других овощей, а земля со временем приходит в негодность.

Дастан ЕЛДЕС
qazaquni.kz

Бөлісу:

Facebook арқылы жазылған пікірлер

Пікір немесе жауап жазу

3 × екі =