Как обеспечить питьевым водоснабжением сельские населённые пункты - Ислам Әбіш

Обращение №5

Укрупненные расчеты наших предложений

приведенных в обращений №2

I. Обеспечение питьевым водоснабжением сельских населённых пунктов

Этот вопрос полностью до мелочей проработан комитетом по водным ресурсам ещё в 2017 году, который одобрен правительством в начале ноября 2017 года. Вице-премьер и министр сельского хозяйства Мырзахметов А.И от имени Правительства доложил в Парламентском слушаний 24 ноября 2017 года, где предложил наш вариант. Спикер Нығматуллин Н.З, а также выступающие, в том числе Региональный директор Азиатского банка полностью поддержали наше предложение.

Однако до сих пор работа продолжается по старой схеме. Если в конце 2017 года необходимый объем финансирования для полного решения вопроса озвучивали около 700,0 млрд.тенге. Сегодня как видите эта сумма выросла до 1 триллион 680 миллиардов тенге.

Мы предлагали этот вопрос решить за 383,8 млрд. тенге в течений 3-х лет, без бюджетных денег, привлекая кредитные ресурсы через Казводхоз. Возврат кредита осуществить через тариф в течении 15 лет, или же вернуть из бюджета в течении 5-ти лет.

Наше предложение по сей день является актуальным. В нашем сегодняшнем предложении указываем сумму 320 млрд. тенге рассчитывая на то что за 2 года (2018-2019) правительство потратив более 200 млрд тенге, снизили наши расчеты на 63 млрд. тенге.

II. По ремонту местных автомобильных дорог

В 2016-2017 году Комитет по водным ресурсам построил в Южно - Казахстанской области Арнасайскую дамбу с автомобильной дорогой протяженностью 38,0 км.

Все инертные материалы возили за 290км. Это новая дорога нам обошлась 2,2 млрд. тенге. Стоимость 1-го км 57,9 млн. тенге.

По данным МИИР ежегодно выделяя по 200 миллиардов тенге за 7 лет, будет выделено 1,4 триллиона тенге и будут отремонтированы 5000,0 км дорог. Затраты на 1 км составляет 280,0 миллионов тенге.

Это не новая дорога, просто ремонт. Расчет очень прост выводы делайте сами.

III. Строительство жилья

1. Отремонтировать все пустующие квартиры в малых городах.

2. Отремонтировать всю инфраструктуру (с тепло, вода, электричество, канализация, озеленение) в малых городах.

3. Отремонтировать школы, детские сады и другие объекты социально культурного назначения.

4. Открыть десятки экспорто-ориентированные предприятия для обеспечения рабочими местами.

5. Предусмотреть надбавку к социальным выплатам и к заработной плате из бюджета.

Эти меры способствуют переезду очередников, и остановить миграцию жителей моногородов в большие города.

Если мы этого не будем делать, расходы бюджета будут намного больше. Потому что, в больших городах очередникам и будущим мигрантам нужно будет строить новое жилье, новые школы, детские сады, объекты медицины.

В малых городах все эти объекты имеются. На их восстановление затраты будут гораздо меньше, чем их строить в больших городах.

Восстанавливая жилой фонд малых городов, мы можем обеспечить жильем не более 40-50 тысяч очередников. Для остальных нужно строить новое жилье.

По данным МИИР стоимость 1м2 жилья предлагаемых очередникам колеблется от 180 тысяч тенге в гг. Нур-Султан и Алматы, а в регионах 150 тысяч тенге в регионах.

На том же сайте приводится пример, если очередник т.е. многодетная семья приобретает квартиру за 8 миллионов тенге, то ежемесячно платит 42,0 тыс. тенге. Это конечно хорошо, сумма платежа небольшая.

Теперь посмотрим на этот вопрос с другой стороны, 8 миллионов разделим на 180 тысяч тенге. Общая площадь квартиры получается 45м2.

Многодетные семьи это - семья, имеющая 4-х и более детей. Количество членов семьи получается не менее 6 человек. На 1-го человека не более 7,5 м2 общей площади.

Из общей площади 45м2 , если отнять 15м2 на кухню, санузел, коридоры останется 30м2. Нужны спальные для родителей, для мальчиков, для девочек. Получается 3 спальни по 10м2 если учесть в каждой спальне по 2 человека, то получиться на каждого по 5м2. Например, в СИЗО (тюрьма), где я сейчас сижу (конкретно камера 138) на 1-го заключенного приходится около 3,5м2.

Получается, фактически мы проблему не снимаем, занимаемся самообманом.

Наша страна стремится попасть в список 30 развитых стран. Поэтому на 1-го человека должна быть не менее 15м2 общей площади.

Теперь рассмотрим реальные расходы на отдельный дом размером 10мх10м (по осям) или 100 м2:

Материалы – 3 ,8 млн. тенге.

Работа – 1 ,7 млн. тенге.

Всего – 5,5 млн. тенге.

1м2 обходится 55,0 тысяч тенге. Все расчеты на материалы, на работу произведены по рыночным ценам. Разница между предлагаемой ценой МИИР и нашими расчетами более 3 раза.

Эти расчеты может проверить любой желающий, отклонение в зависимости от региона может 10-12 процентов.

Примененив местные материалы можно снизить общую стоимость жилья.

Учитывая вышеизложенное считаем, не нужно строить многоэтажные дома для очередников в больших городах.

Во-первых, в больших городах проблемы с земельными участками. Они в основном частные, и государству нужно их выкупать, а это приводит к удорожанию.

Во-вторых, увеличивается нагрузка на социальные объекты и на инфраструктуру. Их реконструкция, новое строительство обойдется государству очень дорого, чем в сельской местности.

Где строить новые жилые дома для очередников?

Большинство очередников в г.г. Нур-Султан, Алматы, Шымкент и в областных центрах. Небольшая часть в городах областного подчинения, который нужно удовлетворить на месте.

В городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент и областных центрах предлагаем строить жилые поселки вдоль магистральных трасс на расстояний 20-25 км. На строительство инфраструктуры к жилым массивам предусмотрены отдельные финансовые средства.

Главное рядом с новыми поселками нужно открывать экпорто-ориентированные предприятия, обеспечивая рабочими местами.

Чтобы внешний вид населённых был разнообразным, привлекательным, необходимо подготовить не менее 200 типовых проектов домов различного размера.

Нужно распределять не дома, а участки по 10 соток. Каждая семья сами должны выбрать проект из 200 типовых проектов. Естественно квадратура не должна превышать установленные нормы. Потом за свой счет он может пристраивать дополнительную площадь.

Нужно максимально поощрять тех, которые будут строит свой дом. Большинство людей в целях экономий будут, строит сами. В этом случае государство несет расходы только на материалы.

При акиматах нужно иметь группу инженеров строителей, которые помогают очередникам, оказывая консультационные услуги.

За счет больших объемов поставок необходимо составить меморандум с бизнесом по поставке стройматериалов с ограничением верхней цены, а также на услуги механизмов и машин.

Многое зависит от правильной организаций работы. Если акиматы будут глубоко вникать в этот процесс, то имеется множество возможностей по снижению стоимости жилья, облегчению работы тех, кто строит свое жилье сам. ГАСК должен контролировать соблюдение требование СНИП по каркасу, внешний вид, крышу и пожаробезопасность.

Самый важный вопрос первоначальный взнос и подтверждение дохода.

Сегодня для получения кредита на покупку жилья требуется со стороны банка первоначальный взнос и подтверждение дохода для получения кредита.

Эти 2 условия сильно затрудняют социально уязвимые слои населения. (Например, если покупают квартиру за 8 млн.тенге площадь 45м2 первоначальный взнос минимум будет 800,0 тыс.тенге).

Поэтому эти 2 условия предлагаем убрать. Построенный дом будет на балансе акимата до тех пор, пока хозяин дома не выплатить полную стоимость дома.

Низкая стоимость дома стимулирует жителей быстрее выкупить дом, чем платить кому то арендную плату. Если срок выкупа до 5 лет то процентная ставка 2-3 процента, свыше 5 лет 15-16 процентов. Тогда жители будут заинтересованы выкупить в течение 5-лет. Это в свою очередь дает возможность возвратные суммы использовать повторно.

Создание новых рабочих мест, внешний вид населенных пунктов, инфраструктура, транспорт-логистика, коммунальные услуги, перспектива развития поселка, обеспечение жильем молодежи, выбор место строительство новых поселков, озеленение, бесперебойное обеспечение строительными материалами, развитие предпринимательства, строительство социальных и коммерческих объектов все эти вопросы имеют очень важное значение.

У инициативной группы по всем вышеуказанным вопросам имеется конкретные предложения. При заинтересованности со стороны государства мы готовы поделиться своими предложениями.

От имени инициативной группы

ISLAM ÁBISH.

г. Нур-Султан, СИЗО камера 138

22 августа 2019 года.