Бакытжан Сагинтаев: Новый подход к проблемам Алматы

Одним из наиболее обсуждаемых событий этого лета было назначение 28 июня 2019 г. новым акимом Алматы Бакытжана Сагинтаева, ранее занимавшего должность руководителя Администрации президента. Он работал в должности главы администрации с 24 марта 2019 г. С сентября 2016 по февраль 2019 г. занимал пост премьер-министра Казахстана. Естественно, главный вопрос, волнующий алмаатинцев, как пойдет дальнейшее развитие самого крупного города Казахстана? Сможет ли новый аким стравиться со старыми, всем известными проблемами мегаполиса? Обретет ли Алматы второе дыхание, освободившись от транспортного коллапса, стихийных свалок, хаотичной застройки предгорья Алатау, участившихся подтоплений, вернув былую славу зеленого города и т.д.? Новый формат работы: я эти данные взял из соцсетей Первым делом новый аким 1 июля обратился в социальных сетях к алматинцам: «Дорогие алматинцы! Моя главная цель – сделать Алматы безопасным, комфортным, современным мегаполисом, где каждый алматинец имеет возможность для достойной жизни. Достичь этого мы можем только вместе! Поэтому для меня крайне важно знать и своевременно реагировать на все ваши обращения и пожелания. Для прямой связи с вами сегодня я открываю свои аккаунты в Facebook, Instagram и Twitter. Готов к диалогу с вами!» При этом аким открыл свои аккаунты не «для галочки». Как заправский блогер, стал вести свою страницу, ежедневно размещая материалы о проделанной работе, иллюстрируя их фотографиями. Это новый формат взаимодействия чиновников с населением, который обеспечивает максимальный охват, открытость и оперативность реагирования, не говоря о прямой трансляции работы. Судя по лайкам и комментариям, посты Сагинтаева имеют успех среди пользователей сети. Давно известно значение социальных сетей, которые позволяют за счет охвата большой аудитории предавать мгновенной огласке самые острые и наболевшие проблемы общества и города, и по мере возможностей оперативно их решать. Важно активно работать в социальных сетях и в плане выявления альтернативных подходов к решению проблем: люди пишут свое видение тех или иных вопросов в своих комментариях. Не говоря о налаживании обратной связи с населением. И в первый же день работы аким пошел в народ, посетил район вокзала «Алматы-1», прошелся по улице им. Сейфуллина: в «нижние» районы мегаполиса с их притонами, бомжами, пьяницами, наркоманами, преступниками. «Я акиму района говорил: процветают наркоточки, проституция. Я эти данные взял из соцсетей, о чём люди пишут, жалуются. К сожалению, аким района мало реагирует. Люди жалуются на автобусы, им мешают притоны, пьяных много, бомжей. Будем всё решать», – ответил на жалобы жителей Бакытжан Сагинтаев. Заместитель начальника департамента полиции заверил, что в курсе этих проблем, продолжающихся из года в год. «Если долгие годы и вы давно работаете, значит, ни черта не решаете. Уже свыклись с этим», – отреагировал аким на ответ полицейского. Развитие Алматы – по принципу «город без окраин» По видеоматериалам можно описать первые впечатления об общении нового акима Алматы с горожанами. Вот как описала одна из очевидцев встречи Gali Gali в своем посте: «Прибыл на встречу без помпы, во всяком случае незаметно множество авто с мигалками. Персонально поздоровался со всеми присутствующими. Внимательно слушал, не перебивая, что немаловажно для коммуницирования. Отвечая на вопросы, уточнял их, что предполагает ответ не для галочки. Воспринимает юмор, предложение селфи принял легко. Интеллигентен, выдержан, приветлив, открыт для диалога. Со своей стороны я артикулировала проблему отсутствия в Алматы многопрофильного реабилитационного и антикризисного социального центра для лиц с инвалидностью, где им могут предоставить весь спектр услуг, включая юридические и обеспечить досуг. На мой взгляд его стиль общения схож с главой антикоррупционного ведомства А. Шпекбаевым». 2 июля Сагинтаев написал в своем Twitter: «Алматы – город высокой гражданской активности. Моя позиция – работать вместе. Встретился с НПО города. Определили направления взаимодействия. Все мнения будут учитываться в выработке решений. Особо прозвучала тема экологии. В частности, озабоченность по ТЭЦ-2. Выезжаю на объект». В ходе встречи с НПО градоначальник затронул вопросы экологии и качества воздуха: «Знаю, это волнует всех горожан. Планирую детально изучить вопрос о переводе городской ТЭЦ-2 на газ». Качество воздуха – одна из злободневных проблем мегаполиса, и такое обещание вселяет надежду горожан на улучшение экологии Алматы. В ходе ознакомления с социально-экономическим положением районов аким подчеркнул, что в соответствии с поручением президента Касым-Жомарта Токаева развитие города будет вестись по принципу «город без окраин». Ведь предыдущий аким делал ставку на реконструкцию и развитие прежде всего центра Алматы. После жалобы жителей района вокзала на проституток, притоны, наркоманов, Сагинтаев дал поручение полицейским решить эту проблему. Те, кто критикует эту акцию, реально не знает – каково это жить людям на Сейфуллина, особенно с маленькими детьми, и постоянно сталкиваться с их «бизнесом», притонами, квартирами на час, на ночь и т.д. И жители от криков проституток и их клиентов на нервах звонят в полицию, чтобы прикрыли этот доставший всех притон. Или как в соседнюю квартиру ходят мужчины, и жители этого дома просто боятся разрешать выходить детям на улицу, а порой даже самим женщинам страшно выйти без мужа или брата. Полицейские, проводящие рейды по злачным местам, нередко говорят: наше законодательство слишком лояльно по отношению к проституткам, поэтому бороться с проституцией очень сложно. Лишь с 4 июля 2013 г. содержание борделей было запрещено, но «жрицы любви» ушли в сауны, гостиницы, квартиры, вокзалы, массажные салоны и т.д.; их объявления в открытом доступе, да и в городах есть улицы «красных фонарей». Вообще ниже Ташкентской и Рыскулова – это клоака городских и окраинных проблем. Рядом с домами тусуются кучки наркоманов, пьяниц, бездомных и проституток. Рассадник самых низменных побуждений и преступности. И Сагинтаев начал именно с самого главного – настоящих проблем Алматы: с проституции, наркомании и преступности в нижних окраинных районах нашего мегаполиса. Вернуть былую славу зеленого города 2 июля аким написал в Facebook: «работал в Алатауском районе нашего города – проблемы очевидны. Люди жалуются на отсутствие асфальтированных дорог, освещения, облагороженных территорий, дефицит общественного транспорта, пробки и т. д. Хотя микрорайоны считаются «окраиной», стандарты жизни надо повышать. В дальнейшем принцип развития нашего города: социальная инфраструктура должна быть в шаговой доступности – это детские площадки, поликлиники, общественные парки и места досуга. Ставлю задачу расширить сеть автобусных перевозок, внедрить новые маршруты, повысить квалификацию специалистов автопарков». 3 июля в Наурызбайском районе Сагинтаев встретился с жителями, обсудил волнующие их запросы: питьевая вода, благоустройство, инфраструктура и электроснабжение. Поручил соответствующим службам в течение месяца завершить газификацию многоквартирных домов в мкр. Шугыла. В мкр. Таусамалы, Акжар, Курамыс, где еще не решены вопросы центрального водоснабжения, будет увеличена частота доставки воды. Также расширить сеть автобусных маршрутов, чтобы повысить мобильность жителей. Заслуга Бауыржана Байбека – в развитии общественного транспорта Алматы, введении отдельных полос для ОТ, закупки 1300 новых автобусов. Однако без внимания остались окраины города. Ведь заторы в Алматы начинаются с области и даже с южных регионов страны: из-за неразвитости междугороднего сообщения и общественного транспорта эту нишу заполнил частный транспорт. Пробки в Алматы начинаются с Талгара, Каскелена, Бурундая и т.д. – это одна системная проблема. Во всем мире есть пригородные электрички – у нас их нет. Необходимо решить проблему формирования Алматинской агломерации, в рамках которой будет скорректирован генеральный план пригородной зоны, создана единая система пассажирского транспорта. В город вошли близлежащие поселки, в предгорьях расположены коттеджи, дома и виллы, а об автобусах забыли. В этом кроется корень всех бед мегаполиса – неразвитость транспортной системы порождает зависимость от личного авто. Отрадно, что Бакытжан Сагинтаев выступил за то, чтобы открывать новые пригородные маршруты, электрические поезда. И еще одна большая проблема: Алматы потерял свой знаменитый «зеленый наряд» – это и вырубка садов, деревьев, кустарников, и малочисленность скверов, цветников, а в центре – открытые пространства городской среды покрыты плитками и бетоном. В Алматы нельзя жить без садов, аллей, зелени и арыков, пройти под солнцем без тени деревьев – большое испытание, и такие «безжизненные» пространства увеличиваются с каждым годом – свободные места закатывают в асфальт, покрывают плитками. Ведь это не просто цветники, трава, не просто деревья, кустарники, не просто грунт открытого пространства – они необходимы для впитывания и удержания дождевой воды. Не говоря об очищении воздуха и здоровья природы. Посмотрите проекты реконструкции больших улиц: Абая, Абылай хана, Достык, Назарбаева и т.д., а также уже реконструированные части этих и других улиц. Везде убираются «защитные» деревья с двух сторон тротуаров и освободившие пространства покрывают плитками, местами – фонтанчики, скамейки, кое-где – одинокие маленькие деревья. И арыков не видно. В итоге, дождевой воде – полный простор для подтопления дорог, улиц и дворов, что и случилось 6 апреля. С учетом роста мегаполиса, застройки в верхней части города старую арычную систему не только нужно восстановить и построить новые арыки, но и дополнить, где это необходимо, ливневой канализацией. Приостановить принятую реконструкцию некоторых улиц с тем, чтобы восстановить «зеленый наряд» и арычную систему, вернуть былую славу зеленого города, вернуть живую душу города – пустить воду по арыкам. Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz