Как стать уверенным в себе, или дорога к успеху

За годы независимости наблюдалось заметное падение нравов, общей культуры населения. Лихие 90-ые гг. – время прихода «дикого капитализма» – принесли рост небывалой преступности: рэкет, заказные убийства, сексуальное рабство, торговля людьми и т.д. Острые экономические проблемы породили и социальные «болезни». С ростом экономики и благополучия населения отдельные социальные «болезни» 90-х гг. не ушли в прошлое, хотя в последнее десятилетие наблюдается снижение преступности. И пришло время обратить внимание на такие базовые основы общества, как культура поведения, нравственные ориентиры для молодежи, цивилизованные формы общения с иностранцами и др. Такая тема стала основной в интервью Накипбека Садвакасова, юриста-правоведа, автора нескольких книг; им написано немало газетных и журнальных статей; в свое время он работал в Институте философии и права Академии наук КазССР, Министерстве юстиции КазССР, руководил юридической службой различных организаций и т.д. – Накипбек Кенжебаевич, недавно прочитал вашу книгу «Этико-правовые нормы и культура поведения». По какой причине маленький тираж книги? – К сожалению, книга издана на мои средства только в 100 экземпляров. Написана она на основе богатого материала, с учетом менталитета казахстанцев и психологических особенностей современной молодежи. Эта книга 3 года ждет своей очереди для издания в Министерстве культуры и спорта. – Да, книга актуальна – мы являемся свидетелями низкой культуры поведения наших граждан. – В СМИ постоянно отмечается низкая общая культура поведения граждан. Более половины молодых казахстанцев не знакомы с элементарными нормами поведения в обществе. Еще древние китайские мудрецы уже объясняли: «Церемонии, вежливость воспитывают в человеке добродетель». – В России провели исследование, которое показало: россияне за 30 лет (с 1981 по 2011 г.) стали в три раза злее, наглее и потеряли способность к самоконтролю. – По этой причине – рост преступности в России, где около 80% убийств совершаются без причины – в состоянии спонтанной агрессивности. В целом люди мира стали печальнее и злее – об этом тоже есть данные. В наши дни психологи и медики отмечают, что люди, вследствие ускорения темпов жизни, стали более раздражительны и агрессивны. А ведь излишняя агрессивность – прямой путь к совершению правонарушений. – Основная линия, пронизывающая книгу, – это взаимосвязь морали и права. – На тесную взаимосвязь права и морали свидетельствует широкое применение этических понятий в нормах законов. Крылатые слова древних: «Право есть искусство добра и справедливости» вскрывает непосредственную связь общественной морали, действующего права и системы юстиции (лат. justitia – справедливость, законность). Нравственность правосудия – это не только моральная обоснованность уголовно-процессуальных норм, но и этическая непорочность представителей правоохранительных органов: следователя, прокурора, судей по рассмотрению и доказыванию преступлений, поскольку им дано в руки такое орудие борьбы с преступностью, как закон. Нарушение правовой нормы вызывает со стороны нравственно зрелых членов общества законное чувство морального осуждения, а обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства. Особенностью взаимосвязи права и морали является то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполняются этическим содержанием. В идеале, право не должно противоречить морали. В свою очередь право оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных устоев. – В своей книге вы уделили внимание о взаимосвязи туризма и культурой поведения. Иностранцы уже в аэропорту сталкиваются с нашими неприветливыми пограничниками и ушлыми таксистами, втридорога задирающими цену за проезд. – На государственном уровне отметили, что туристическая сфера должна стать драйвером экономики. И основная проблема – отсутствие культуры принятия туристов, ибо повсеместно бытует позиция рвачества, отсутствие совести, воспитания. В книге уделяется большое внимание вопросам туристического сервиса и тонкостям общения с иностранными гостями. Значимость данной книги несомненна так же в целях реализации «модернизации общественного сознания». Безусловно, необходимо срочно приложить все усилия для повышения общей культуры населения. Эти меры будут способствовать значительному росту дохода страны от въездного туризма. – Что вы можете пожелать молодежи? – Поведение людей и уровень их нравственной сути всегда взаимосвязаны. При знакомстве и общении следует чаще улыбаться. Человек с улыбкой всегда производит хорошее впечатление. И это реальный путь к самоутверждению. Не случайно в США слово «smile» («улыбайтесь») является их лозунгом. Там уважают человека успешного. И он, разумеется, не может быть мрачным. На вопрос: «Как дела?» американцы неизменно отвечают: «Fine!» («Прекрасно!»). Чтобы быть уверенным в себе, необходимо знать этические установки как себя вести в той или иной жизненной ситуации. Если вы будете с этой позиции относиться к ней, вы наполните ее высоким смыслом и благородной целенаправленностью, и тогда вам всегда будет сопутствовать успех. Исследования ученых-психологов показали, что в большей степени успеху способствует умение эффективно взаимодействовать с людьми – положительную роль играет знание правил поведения в деловых и иных жизненных ситуациях. Молодежи необходимо усвоить кодекс правильного поведения, принятый во многих цивилизованных странах мира. Этот кодекс отличается обязательным наличием четырех существенных основ: достоинства, вежливости, естественности и такта. И еще, у юных душ должны быть чистые помыслы, открытые миру добрые сердца и бурлящая энергия для созидательного труда. Конфуций говорил: «Чтобы достигнуть нравственного совершенства, нужно, прежде всего, заботиться о душевной чистоте. А душевная чистота достигается в том случае, когда сердце ищет правды». – Этические установки дают уверенность в себе – это звучит красиво. Насколько такие установки жизнеспособны? – Они жизнеспособны. Благовоспитанность, благонравие и хорошие манеры выгодно высвечивают, «презентуют» любого человека с самой привлекательной стороны, производят благоприятное впечатление на окружающих. И хорошо воспитанный человек и сам чувствует себя уверенно в любой среде, так как знает, как вести себя правильно в том или ином кругу, жизненной ситуации. Человек своими поступками, манерой поведения, стилем одеваться выражает и свой внутренний мир, свое этическое «я». – Кажется, и в советское время люди были неулыбчивыми? – В далеком 1981 г., будучи во Франции, мы были приятно удивлены улыбчивости в общении французов с «советами», когда еще существовал мощный «железный занавес». Французы не проявили ожидаемой враждебности к «красным», наоборот, во всем были внимательны и учтивы. Мы на самом деле убедились, что утонченная галантность была в крови у французов. В США быть угрюмым считается дурным тоном. Человек мрачный, с тяжелым взглядом производит гнетущее впечатление. И не случайно американский боксер Мохаммед Али, посетивший СССР в 1978 г., с недоумением изрек: «Россия пугает меня – люди в автобусах выглядят так, словно их везут на электрический стул». – Отрадно, что наша молодежь не утратила уважение к старшим – это заметно в гостях, на улице, на работе, в общественном транспорте и т.д. – Традиция уважать старших у казахов начинается с этикета приветствия, и этому ритуалу придается большое значение, потому что уважительное отношение к взрослым начиналось уже с момента приветствия. Соответственно, в народе с ранних лет приучают детей вежливому, уважительному приветствию. При этом младший должен протягивать обе руки. За это ребенок сразу же получает благословение старших. Еще одной важной чертой характеризуются отношения взрослых с молодежью – это постоянная готовность молодых оказать услугу, помочь старшим. За достарханом никто не должен был протягивать руку за едой, если еще не начал есть самый старший или почетный гость. – У казахов было много запретов. С чем это связано? – Определенные этические запреты у казахов исстари возникли как ответы на суровые условия окружающей действительности. Вот некоторые из них: «Погибай, но тайну врагу не раскрывай», «Не попадай в плен врагу», «Не ссорься с народом, не враждуй с героем», «Не уходи от народа на чужбину, а если ушел, то скорей возвращайся», «Не охаивай коллектив», «Не переходи дорогу старшему», «Не сердись на гостя», «Не чихай в сторону еды» и т.п. За каждыми из этих моральных норм – словесная установка правильного поведения, достойных поступков. – Я помню многие запреты с детства: Кісі жолын кеспе – не переходи дорогу перед старшим; Босағада отырма – не садись у порога; Нанды тастама – не кидайся хлебом; Бетіңді баспа – не закрывай лицо руками и др. Насколько актуальны запреты казахов в наши дни? – Вот несколько древних народных традиционных запретов (моральных ограничений) казахов, актуальных и в наши дни: Не поднимай паники; Не давай волю своему языку; Не смейся человеку в лицо; Во время разговора не повышай голоса; Не клевещи; Не говори плохих слов; Не скрещивай рук (со скрещенными руками лежат покойники); Не закладывай руки за спину (за спиной руки держат арестованные); Не клади руки за голову (ты не арестованный); Не болтай лишнего; Не обманывай; Ешь не торопясь; Без благословления не вставай из-за стола; Не смейся над больными; Не ругай девочек; Не хвались своим богатством; Не считай других ничтожными; Не дружи с нечестным человеком; Не продавай колыбель; Не причиняй вред другому; Не воруй; Не завидуй добрым делам; Не обижай сирот и вдов; Не садись на стол; Не бей маленького; Не наступай на хлеб; Не сплетничай; Не стреляй в белых лебедей; Не руби одинокое дерево; Не трогай голубей и т.д. – Накипбек Кенжебаевич, большое спасибо за интервью! Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz