Когда отменят «реформы» Ерлана Сагадиева?!

Проблема преподавания четырех школьных предметов на английском языке, которую общественность поднимала на протяжении последних лет, наконец, решается. «Моя позиция: во-первых, должен быть казахский язык, русский язык. Они очень важны для наших детей. И только потом обучать английскому» – это взвешенная оценка президента Касым-Жомарта Токаева нашумевшей проблемы. Программа трехъязычия Сагадиева отменяется?! Повод для оптимизма дают и заявления министра образования Куляш Шамшидиновой. Например, по поводу трехъязычия Шамшидинова заявила: «Изначально планировалось, что ученики должны изучать все предметы на всех трех языках – как на казахском, так и на английском и русском. Министерство образования и науки РК выделило деньги на обучение 11 тысяч преподавателей химии, биологии, физики и информатики. Но со следующего года мы планируем прекратить финансирование этой программы. Теперь переход на трехъязычие будет зависеть от готовности образовательного учреждения и самих учителей. На сегодняшний день четыре предмета преподаются на трех языках в 153 школах». Если следовать логике этого заявления, то преподавания четырех предметов на английском языке в большинстве школ с сентября 2019 г. не будет, т.е. это волюнтаристское решение бывшего министра Сагадиева отменяется. Ведь декларируемый переход на преподавание на английском языке в 2019 г. превратился в откровенную профанацию из-за отсутствия педагогов, на должном уровне владеющих английским языком. Обучить учителей за 3 месяца вести школьный предмет на английском языке – это чистой воды волюнтаризм. И, конечно, не в школе надо переучивать учителей, а целенаправленно готовить специалистов в педагогических вузах. Необходимо растянуть программу внедрения трехъязычия на 10-20 лет, при этом не во всех школах страны, а лишь в подготовленных. Не надо превращать трехъязычие в самоцель: если в каких-то районах, селах, городах будут проблемы с трехъязычием, то его надо заменить трехъязычным образованием (углубленное изучение английского языка без обучения четырех предметов на английском). Надо исходить из реальных возможностей – невозможно за 5-7 лет подготовить таких учителей для всех школ республики, к тому же не все дети способны учиться на трех языках. Можно по мере готовности школ, компетенции преподавателей, подготовки школьников повсеместно ввести разноуровневую систему по английскому языку и трехъязычию. Лишь из подготовленных школ в городах, районных центрах и селах открывать спецшколы с изучением основных предметов на трех языках. Шамшидинова первым делом в министерском кресле отправила на доработку несколько учебников начальных классов, заявив, что в школьных учебниках есть определенные недостатки. В этом плане новый министр выгодно отличается от предыдущего руководителя ведомства, который затеял судебные тяжбы с блогерами и журналистами за их критику (!) школьных учебников, не говоря о «научных» судах. Опыт НИШ нельзя распространять на все школы Куляш Шамшидинова – это практикующий педагог, знающая сферу образования изнутри. Когда в Алматы открывали НИШ, председатель правления АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» сама ходила в обычные школы, чтобы рассказать о новом учебном заведении, об условиях поступления. Она выступала перед родителями, легко переходя с русского языка на казахский, терпеливо отвечая на все вопросы; компетентна, демократична. Опыт НИШ показал, что можно делать в стране средние учебные заведения не хуже некоторых аналогов за рубежом. Несмотря на небольшой срок, эти заведения показали свою жизнеспособность, и их выпускники имеют успех при поступлении в вузы. Например, Казахстанско-Британский технический университет зачисляет поступивших абитуриентов из НИШ сразу на 2 курс. Это признание высокого уровня НИШ. Вслед за КБТУ такое решение могут принять и другие вузы – имеются отдельные предварительные соглашения. Немалое количество выпускников НИШ учится в престижных вузах страны, например, в Назарбаев Университете (НУ), и за рубежом. Конечно, идея распространения опыта НИШ на все общеобразовательные школы появилась до того, как Сагадиев стал министром, но именно при нем она стала внедряться без подготовки. За основу программы обновленного содержания образования была взята модель НИШ: 12-летка, трехъязычное обучение, новые программы, учить детей мыслить нестандартно и критически, самим добывать и обрабатывать знания, развитие лидерских качеств, работать в команде и т.д. Это обычная эклектика. Опыт НИШ нельзя переносить в обычные школы – это разные системы образования, программы, условия учебы. НИШ имеют интегрированную образовательную программу, в ее разработке принимали участие педагоги и партнеры из международного экспертного совета Кембриджского университета. Учеба начинается в 8.15 и заканчивается в 17.30, с дополнительными занятиями, кружками, секциями, подготовками к олимпиадам и т.д. НИШевцы обеспечиваются бесплатной школьной одеждой, бесплатным трехразовым питанием, учатся в новых просторных зданиях, имеется интернат для приезжих, некоторые предметы ведут два преподавателя. К тому же в эти школы поступают на основе большого конкурса лучшие ученики страны, работают лучшие учителя, в том числе из-за рубежа. Основное отличие НИШ от обычных школ в том, что там выпускники не сдают ЕНТ, а сдают экзамены, подготовленные Международным экзаменационным советом Университета Кембридж (МЭСК), приравненные к ЕНТ. Другое отличие – полное отсутствие коррупции, «блата-свата», сбора денег с родителей, лишних учебных предметов; есть справедливая оценка успеваемости, раскрытие таланта каждого. Если при сдаче ЕНТ большинство выпускников списывает, можно купить ответы, даже сертификат, то при поступлении в НИШ, при сдаче выпускных экзаменов, экзаменов МЭСК возможность списать – нулевая. Удивительно, что МОН до сих пор не переняло этот опыт НИШ при проведении коррумпированного ЕНТ. ЕНТ – основа коррупции и снижения знаний Иными словами, идея распространения опыта НИШ на все школы должна начинаться с ЕНТ. Коррумпированное и дающее поверхностные, обрывочные знания ЕНТ – это та самая преемственность, которую поддерживали министры образования и науки в последние годы. Если Куляш Шамшидинова привнесет опыт НИШ в обычные школы в плане вытеснения или даже ликвидации ЕНТ, то новый министр сможет прервать эту порочную преемственность. Это будет восстановление нормальной системы образования, желательно с опорой не только на западные модели, но и советскую модель образования. Будет огромная польза для образования – меньше будет студентов с фиктивными знаниями и будущих фиктивных специалистов. Ведь практика списывания распространена и в вузах при сдаче тестов, курсовых, дипломных работ. Например, в КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова отчислили студентов, принимавших активное участие в сборе средств, чтобы получить правильные ответы на тестовые задания. Ответы на вопросы в вузовских тестах, которые проводятся на компьютере, можно получить за определенную плату – для этого достаточно иметь один аккаунт для сдающего и его «учителя». Для сравнения. В НУ невозможно списать и во время экзаменов при поступлении, и при сдаче тестов и экзаменов во время учебы: отсутствие коррупции – основа высоких знаний. У каждого студента имеется своя идентификационная карта или ID-карта, с помощью которой сдается письменный тест или экзамен – никто не сможет со стороны помочь, а преподавателя уволят при первой же попытке как-то помочь студенту. А студенты, поступившие с помощью ЕНТ, поражают незнанием многих элементарных фактов и безграмотностью – ведь ЕНТ не проверяет его устную речь, умение излагать свои мысли, логически мыслить, а также его способность грамотно писать сочинение, эссе, исследование, заметку. Например, в школе, по их словам, они лишь изучают биографию автора, но сами романы и повести они не читают. Неумение логически мыслить, отсутствие критического мышления, незнание фактологии по многим предметам – вот портрет студента после ЕНТ. ЕНТ противоречит новой программе учить детей мыслить нестандартно и критически, самим добывать и обрабатывать знания и т.д. Желая как бы изменить ситуацию с ЕНТ, МОН отменило его в школе как итоговые экзамены, но оставило как вступительные экзамены при поступлении в вуз, т.е. для большинства выпускников-абитуриентов. К тому же Сагадиев официально заявил, что в школе не должны готовить школьников к ЕНТ: вроде тестирование не основано на школьной программе, которое можно пройти без подготовки (?). Мол, изменился и формат заданий в ЕНТ, в которых оценивается функциональная грамотность, а не зубрежка фактов. Дело в том, что под видом миграции ЕНТ в SAT в тесты вместо языка жырау, Абая, Ауэзова, Маргулана, Аймауытова вводится язык желтой прессы и социальных сетей, вместо имен поэтов, писателей, ученых – имена телеведущих, режиссеров, спортсменов, певцов и т.д. Вместо текстов из научных трудов, произведений великих писателей, поэтов, известных публицистов, казахского эпоса, пословиц, поговорок – тексты «из жизни звезд» и социальных сетей. Это явная профанация целей и идей школьного тестирования! Во всем мире выпускники школ готовятся к вступительным экзаменам в вуз на базе среднего образования, а «реформатор» Ерлан Сагадиев чудесным образом отменил взаимосвязь школьного образования с экзаменами в вуз и высшим образованием. В вузах многих стран экзамены – не только тестирование, а и творческие задания (сочинения, эссе), в которых проявляются индивидуальные способности абитуриента, а также проводятся собеседования, устные экзамены, которые основаны на школьной программе. Любые виды школьного тестирования, в том числе и ЕНТ, как и учебники, должны быть в рамках школьной программы и определенных научных принципов, как систематичность знаний, их преемственность и последовательность, в определенной логической системе, связь с практикой, межпредметные связи. Это азбучные истины образования, которые опровергли «реформы» Сагадиева. Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz