Тоты Амирова: Главная причина кризиса – огромное количество теоретиков в органах управления

Основная причина экономического кризиса – огромное количество теоретиков в чиновничестве. Любую хорошую идею превращают в кампанейщину. Называя ее «цифровизацией»,  «трансформацией», делают кучу слайдов, проводят форумы, но с реальностью все это имеет мало общего. Когда же наступает «момент истины», пытаются экономические проблемы представить в виде политических. Об этом рассказала главный авиационный инспектор Комитета гражданской авиации Министерства инвестиции и развития РК Тоты Амирова camonitor.kz. О летающих заводах и фабриках Анализируя ситуацию в стране, она предлагает свои рецепты оздоровления экономики. Первый из них – министерства и ведомства должны избавляться от управленцев-теоретиков, ни дня не работавших на производстве. - В каком состоянии находится сейчас казахстанская авиация? - По сравнению с 1990-ми и «нулевыми» годами лучше, но хотелось бы, чтобы она развивалась более быстрыми темпами. Для сохранения экономической безопасности страны необходимо, чтобы наша авиация имела свой парк воздушных судов. Сейчас в больших авиакомпаниях с участием государства у нас работают на новых, но арендованных самолетах, а в небольших частных летают на старых. Поэтому, когда заходят дискуссии о развитии экономики вообще, то я всегда придерживаюсь той точки зрения, что авиация должна идти не следом, а впереди. По первому образованию я авиационный инженер-экономист, но здесь даже не надо углубляться в законы этой науки: бизнес и туристы идут туда, где дешевые авиационные перелеты и недорогая еда. Разговоры о том, что вот, мол, разовьем вначале туризм, а потом авиацию, неправильные. Крупные державы, да и вообще любая страна, заинтересованная в развитии своей экономики, всегда покупают большое количество воздушных судов. Я уже много раз говорила в прессе, что если бы наша страна закупила у какого-нибудь крупного концерна 50 самолетов, то это было бы равносильно строительству 50 заводов и фабрик. Чтобы дать своей экономике новый импульс, руководители крупных держав сами едут подписывать многомиллиардные контракты на покупку воздушных судов. Это дело весьма серьезное, поэтому нужно отсечь посредников, непрофессионалов и коррупционеров. В заводы и фабрики вкладываться очень непросто. Трудно сразу подсчитать, сколько денег требуется в процессе строительства, а тут еще и коррупция подсовывает палки в колеса. Ленточек мы уже перерезали много, но где продукция торжественно открытых заводов? Если же купить самолет, то потраченные суммы видно сразу. Поэтому и закрепилось за воздушными суднами название «летающие заводы и фабрики». - Снова стало много авиакатастроф. С чем это связано? - Управленцы-теоретики, коих сейчас появилось много, считают, что могут управлять и сельским хозяйством, и авиацией. Но поверхностные знания и отсутствие базового образования ни к  чему хорошему не приводят.  Такие менеджеры не понимают до конца авиационную специфику. Отсюда – неправильное планирование труда и отдыха пилотов. Последнее – основная причина крушения самолетов. В крупных авиакомпаниях, где режим отдыха обычно соблюдается, авиакатастроф происходит меньше. Но если человек не спит две ночи, то внимание у него ослабевает наполовину, и действия становятся заторможенными. Пилот даже и не поймет, в какой момент заснул за штурвалом. - Вам удалось выполнить сегодня задачу - вывести Казахстан из «черного списка» Еврокомиссии (ИКАО), запрещающего открывать новые рейсы в Европу? - Ответ на этот вопрос я, честно говоря, не хочу озвучивать. В Комитете гражданской авиации под видом служебной этики сейчас царит такая  забюрократизированность... Сотрудникам нельзя говорить от имени министерства без согласования с пресс-службой. Запрещено использование любых гаджетов – смартфонов, айфонов и айпадов, вообще любых телефонов с функциями видео и фотосъемок. Я считаю, что такие нововведения придумали те, кого можно уличить в коррупции. Игра в деловых людей - Вы не раз говорили, что пришли в Комитет гражданской авиации временно. Но коль вы там, выходит, Казахстан все еще в «черном списке»? - Основное замечание было снято. За подробностями можно обратиться в Министерство по инвестициям. Оно поставило себе «галочку» за хорошо выполненную работу, хотя ограничения ИКАО в отношении Казахстана были сняты усилиями «пожарников» – пилотов-профессионалов, пришедших в комитет два года назад. После этого я окончательно утвердилась в мысли, что тот чиновничий аппарат, среди которого сейчас работаю, нужно менять. Профессиональным людям там не дадут работать. - ?! - Сложившаяся бюрократическая система жестко борется с ними, понимая, насколько она проигрывает на их фоне. Это касается не только рядовых чиновников, но и министров, их заместителей, председателей комитетов. Чтобы сохранить теплое местечко, предпочтительнее взять в ведомство человека почти с улицы – не имеющего опыта работы в этой сфере, не владеющего английским, с проигрышным по сравнению с ними профессионалами образованием. Так образуется огромный  пласт чиновников, далеких от реальности. Часто, оказавшись на позиции какого-то помощника, «удобные люди» лет 15 перекладывают бумажки, но однажды за «хорошую», видимо, службу их вдруг ставят руководить индустрией – и начинается игра в «деловых людей». Когда говорят, что наша экономика зависит от сырья, от импорта и т.д., это неправда. Есть много успешных экономик, абсолютно не зависящих от этого. Огромное количество теоретиков в управленческих структурах  и в чиновничестве – вот основная причина нарастающего кризиса  в стране.  Как может человек, не работавший ни дня на производстве, решать проблемы целой индустрии? Ладно, просто перекладывали бы бумажки, так ведь они работают на тех позициях, где нужно принимать серьезные решения. Лет 5-10 назад, в так называемые «жирные» годы,  в фаворе были «эластичные» чиновники, потом настало время людей со связями. Сейчас грядет время тех, кто имеет опыт работы на производстве, и тех, кто не топтался на месте, не просиживал штаны на бесконечных заграничных учебах и семинарах за счет государства, а неуклонно занимался самообразованием в самом прямом значении этого слова. Меняться все равно придется. Жизнь требует этого. Кто не захочет сам, его сменят другие, или … просто сметут. Но пока профессионалов и опытных производственников на госслужбе мало. Если они и приходят, то система начинает бороться с ними, пытаясь перемолоть и приспособить под себя. Чиновничество воспринимает их приход как вызов и угрозу, как покушение на их кормушку. Поэтому далекие от авиации чиновники придумывают разные тесты: корпус А, Б, тесты по казахскому языку... Но зачем нужно тестировать штучного специалиста, который 20-30 лет проработал в авиации на различных позициях? В итоге профессионалы уходят на другую работу или же вынужденно уезжают за границу. Перемены неизбежны - Коллеги-мужчины, которые пришли вместе с вами в Комитет гражданской авиации, быстро ушли. А вы как Дон Кихот продолжаете бороться и наживать себе врагов. -  Не скрою, чиновничество тоже не горит желанием видеть меня в своих рядах. Столкнувшись с нештатной ситуацией, они просто вынуждены были пригласить меня и моих коллег-пилотов на работу в Комитет гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию. При этом стараются держать на коротком поводке до следующего «пожара». Конечно, если здесь станет совсем невозможно ни жить, ни работать, то и мне придется уехать. Благо проблем с работой нет, командиров с британской лицензией берут охотно все авиакомпании мира. - Чему вы научились, будучи чиновницей? - Узнала, что среди чиновников есть большое количество людей, которые идут на откровенную коррупцию, представляя это в виде взятых в долг денег, а органы закрывают на это глаза. Еще я, проработав два года в министерстве, поняла, как принимаются законы: иногда не глядя, иногда – наугад. Все, наверное, помнят абсурдную ситуацию, когда в авиацию могли прийти люди без пальцев на руках или с синдромом короткой ноги. Минздрав пропустил это постановление правительства не глядя. А когда поднялся шум, вынужден был убрать эту норму. - А вас подкупить не пытались? - Подставить – да, пытались, но подкупить – нет. Все знают, что я на это не пойду. Что касается несостоявшейся подставы, то среди чиновников, пусть и редко, но бывают порядочные люди. Они и предупредили. - В прошлом году вы отказывались давать разрешение на вылеты самолетов компании Qazaq air, но они летают. - Первоначально я помогала в открытии авиакомпании. Но когда я запросила договор аренды самолета и его стоимости, они отказались ее предоставлять. Поскольку это государственные деньги и спрос за них рано или поздно будет, я лично свою подпись под разрешением на осуществление рейсов не ставила. Разрешение дал другой специалист. - И последний вопрос: вы активно выступаете в соцсетях по поводу болезненного для всех нас земельного вопроса. - Мое мнение: нужно ограничить продажу и аренду даже нашим собственным олигархам и богатым крестьянским хозяйствам. Лучше дать возможность простому люду брать землю хотя бы в небольшом количестве. Есть мнение, что «наши люди не умеют пользоваться землей». Так это не «наши люди», а чиновники, акимы и акимчики, понахватавшие столько земель, что она вываливается у них из охапки и не используется. Если земля будет продана олигархам, способным купить целые районы и даже области, то теоретически они могут объявить автономию или вообще изъявить желание отделиться. Естественно, я против таких вещей, потому что для меня, как и других моих соотечественников, важна целостность государства. По этой же причине считаю неверным продажу земли людям одной национальности, компактно проживающим в одном районе или области. Мерей СУГИРБАЕВА (в сокращении)