Историк из США написала книгу о голодоморе в Казахстане. Вот её краткий пересказ

Американский историк Сара Кэмерон выпустила книгу «Голодная степь: голод, насилие и создание Советского Казахстана». Об этом пишет informburo.kz. Историки говорят о случаях каннибализма во времена голодомора. Количество жертв голода в казахской степи исследователи оценивают по-разному, от 1 млн до 4 млн человек. Учёные, которые опираются на исследования общественного деятеля Алихана Букейханова, говорят о том, что в те годы казахский народ потерял почти 70 % людей. Борьба с кочевым скотоводством В начале 20-х годов перед Москвой стояли две задачи, связанные с Казахстаном. Во-первых, сделать республику экономически эффективным поставщиком сельхозпродукции. Во-вторых, привить казахам идентичность, основанную на гражданстве и территориальных границах, которая позволит населению начать путь к социализму. Для выполнения этих задач существовало одно препятствие – кочевой образ жизни. Но к 1928 г. Москва окончательно решила выступить против него. Казахское общество признали патриархально-феодальным, находящимся под гнётом класса баев-эксплуататоров. Было решено, что для развития казахского общества нужно избавиться от баев и заставить всех остальных принять оседлый образ жизни. Также сформировалось мнение, что оседлое сельское хозяйство в республике будет намного эффективнее в экономическом плане. Осенью 1928-го в соответствии с политическим курсом «Малый Октябрь» в степи начались конфискация имущества и выселение 700 наиболее «злостных» байских домохозяйств. Было конфисковано 144 тысячи голов скота. В результате к концу года в республике постепенно начался голод. Начало голодомора В 1927-1928 гг. в степи произошла серия засух и джутов. Сталин знал о том, что эти события итак истощили ресурсы кочевников, но всё равно увеличил требования по планам поставки зерна. Казахам приходилось продавать свой скот, чтобы пустить эти средства на выполнение зерновых планов. К тому же из-за засухи многие кочевники также стали продавать животных, которых не в состоянии были прокормить. Конфискация байского имущества сильно ударила по казахскому обществу. Это произошло из-за неправильного понимания устройства этого общества. На самом же деле аул строился на родственных взаимоотношениях и взаимопомощи. Социальный статус не базировался на богатстве, а скот принадлежал всей общине. Поэтому кампания конфискации имущества баев была атакой на культурные и экономические основы жизни кочевников. Кампания по конфискации была особенно разрушительна, потому что она в первую очередь была осуществлена местными, а не посторонними. В ряды партийной бюрократии было завербовано более тысячи казахов. Стратегия по привлечению локальных кадров была намеренно создана, чтобы разрушить предыдущие взаимоотношения и посеять ожесточённые конфликты в аулах. К тому же осуществлявшие конфискацию казахи злоупотребляли своей властью. Так, казахское общество начало распадаться изнутри. Ошибки коллективизации Как часть первой пятилетки насильственная коллективизация началась в конце 1929 г. По плану она должна была протекать постепенно и сначала охватить лишь богатые зерном земли. Однако под давлением Москвы в первую волну коллективизации были включены регионы, о географических и экономических особенностях которых партии ничего не было известно. При этом на территории республики коллективных хозяйств почти не существовало. Пытаясь заставить кочевников подчиниться, активисты избивали их и могли застрелить любого без особой причины. Один из переживших голод вспомнил, что уполномоченные забрали у его бабушки матрац, одеяла и шаль, отчего она умерла двумя днями позже. В одном ауле активисты отобрали у десятков жителей обувь и выгнали из колхоза на улицу посреди зимы. Летом 1930 г. в некоторых частях казахской степи начался полномасштабный голод, вызванный массовыми потерями скота. Что вызвало гибель скота? В 1929-м на территории республики было 40 с половиной млн голов скота, а уже двумя годами спустя их количество снизилось до 11,8 млн. К 1933 г. 90% казахского скота погибло. Значительную часть скота казахи забивали сами, чтобы избежать конфискации и голода. Раньше кочевники могли торговать скотом с поселенцами на севере республики и покупать у них зерно. Но теперь это было запрещено, и потери в рационе казахам пришлось замещать мясом. Более того, им приходилось обменивать свой скот, чтобы выполнить жёсткие требования по плану поставки зерна в Союз. Но если какая-то часть скота и доходила до колхозов, то гибла там. Москва решила искоренить кочевое скотоводство в степи. Но для этого требовалось создать достойную альтернативу: построить огромные зимние стойла, обеспечить подачу воды и корма, а также прививать животных от болезней. На деле всё это не было осуществлено должным образом. К примеру, в одном лишь колхозе «Овцевод Кзыл-Ординского округа» от холода, голода или болезней в первый же месяц погибли почти четыре тысячи животных. Чем объясняются человеческие потери? Голод в Казахстане повлёк за собой смерть полутора млн человек. К началу голода казахи составляли 60% населения республики. Девять из десяти жертв голода составляли именно казахи. Почему? Для начала коллективизация в Казахской АССР должна была сопровождаться переходом к оседлому образу жизни, но его осуществление было провальным. Переход к оседлости должен был обойтись Союзу в 318 млн рублей. На деле выделено было лишь 12 млн – организаторы заявили, что остальное будет браться из средств местного населения, которое и так уже было обедневшим. Для оседлой жизни нужна была постройка новых колодцев по всей республике, но на это выделили лишь четверть нужного бюджета. Часто казахи оказывались перед фактом, что их новые дома расположили в болотах, ущельях или на солончаковой почве, не пригодной для возделывания. Москва последовательно ставила на первый план производство зерна, а не сохранение скота. И этот факт сам по себе подставил казахов под удар. Также фокусом для Москвы оставалось индустриальное развитие. В августе 1931 г. было объявлено о том, что Караганда станет одним из важнейших поставщиков угля в Союзе. А значит, нужно будет обеспечить большое количество шахтёров постоянным питанием. Казахи могли голодать, но не шахтёры, и такое положение дел подчёркивало приоритизацию индустрии режимом. Помимо этого, несмотря на сообщения о голоде, в начале 30-х Казахстан стал одним из главных мест назначения для спецпереселенцев – отправленных в ссылку кулаков. С 1930 по 1931 г. в степь было депортировано более 250 тысяч человек, что, естественно, лишь увеличило нехватку еды. Почему казахи не могли сбежать? С июня 1931-го по февраль 1932-го более млн казахов сбежали из степи в города, промышленные зоны и другие страны. Некоторые бежали в Синьцзян. Тысячи человек были застрелены при попытке пересечь границу с Китаем. Спасаясь от голода, казахи также бежали в соседние советские республики. Очевидцы говорили, что дорога в Ташкент была усыпана мёртвыми телами людей, истощившихся в пути. Однако, попав в чужую страну, казахи встретились с безразличием и нежеланием помочь со стороны местных. Некоторые в отчаянии прибегли к воровству, из-за чего ко всем казахам стали относиться с опаской и пренебрежением. Нередко местные жители устраивали самосуд, избивали кочевников и сажали их на поезда обратно в Казахстан. Последствия голода Голод в Казахстане был результатом не только экономической, но также идеологической политики. Ценой сотен тысяч жизней советская власть отчасти добилась своих целей. Да, у казахов остались такие формы идентичности, как религия (ислам), родственные отношения и причастность к роду, пусть и в новой форме. Однако кочевое скотоводство как образ жизни было уничтожено, и казахи интегрировались в советское общество. При том, что голод сокрушил казахское общество, режим создал для остальных казахов возможность получать образование и продвигаться вверх по социальной лестнице. Например, писатель Габит Мусрепов сам прошёл через голод, но в его творчестве прослеживается мнение, что советская власть позволила казахам освободиться от груза прошлого и сформироваться в нацию. Кочевничество не полностью исчезло из современного Казахстана. Различные профинансированные государством проекты подчёркивают инновационную и развитую сущность кочевых сообществ, которые повелевали степью до её захвата Российской Империей. Мифы о голоде После коллективизации многие стали видеть Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Филиппа Голощёкина как основное лицо, ответственное за голод. Однако он оказался козлом отпущения, поплатившимся за решения Москвы. Он был не только жестоким лидером, но и прагматичным управленцем, который стремился совладать с последствиями действий партии в Казахстане. Но основное заблуждение по поводу голода – это то, что он был просто неосторожностью, результатом просчётов власти. Партийная верхушка и лично Сталин знали обо всех рисках, связанных с насаждением оседлости в степи. А также постоянно были информированы о нарастающем голоде и всё равно приказывали продолжать коллективизацию. Можно ли назвать произошедшее геноцидом? Это зависит от определения термина «геноцид». Согласно определению, принятому ООН, под геноцидом понимаются «действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу». Нет никаких доказательств того, что за проводимой советской властью политикой стояло желание уничтожить казахов как этническую группу. Поэтому, используя это определение, геноцидом голод в Казахстане назвать нельзя. Однако определение, принятое ООН, в свою очередь основывалось на дефиниции, созданной юристом Рафаэлем Лемкиным. Изначально он включал в понятие «геноцид» также и ненасильственные формы уничтожения, в том числе уничтожение культуры. И если принимать определение Лемкина, то коллективизацию можно считать геноцидом.

Диас МУРАТАЛИЕВ (в сокращении)

qazaquni.kz