Модернизация с человеческим лицом

Ежегодные Послания Главы государства всегда посвящены животрепещущим вопросам. И тем не менее документ, а точнее, разговор, который состоялся в Акорде на этот раз, оказался для меня довольно неожиданным. В то время, когда окружающий мир сотрясают экономические и геополитические страсти, торговые санкции, «брекситы» и шпионские скандалы, когда международные рынки штормит и все вокруг озабочены элементарным выживанием – Казахстан находит смелость и возможности заботиться о рядовом человеке, ставить во главу угла нужды простых людей.
Причем это не банальное «хлеба и зрелищ». Президент использует экономическую политику с хирургической точностью, стимулируя здоровые тенденции и отсекая постороннее. Самый наглядный пример: полуторакратное повышение минимальной зарплаты. Это ощутимая поддержка сельских работников, бюджетников, уборщиц в школах, медсестер и многих других, для кого увеличение дохода с нынешних 28 сразу до 42 тыс. тенге – огромное подспорье!
В то же время речь не идет о тотальном повышении зарплат со стороны государства, а лишь о помощи тем, кто получает по минимальной планке. Для всех остальных граждан доходы должны оставаться в прямой зависимос­ти от результатов деятельности предприятия, производительнос­ти, трудового вклада. В таком подходе лежит не только учет инф­ляционных рисков, но и принцип экономической справедливости. Еще более принципиальным моментом, на мой взгляд, стала постановка вопроса о массовой доступности населению социальных благ и объектов, формирующих такое базовое понятие, как «качество жизни». На фоне многолетнего доминирования в мире экономических и политических вопросов – максима о приоритете простых человеческих радостей, интересов обычного гражданина – не может не взволновать. К тому же Нурсултан Абишевич обозначил эту тему не как туманную перспективу далекого будущего, а как насущную потребность дня нынешнего, призвал обеспечить достойную жизнь всем своим соотечественникам «здесь и сейчас». Да, эта тема появилась в выс­туплениях Главы государства не впервые, но интересна сама расстановка акцентов. Например, напомнив о своем поручении 2007 года о строительстве 100 школ и 100 больниц, на этот раз Нурсултан Абишевич дал задание Правительству и акимам повысить массовость физической культуры и спорта, и в этих целях построить 100 физкультурно-оздоровительных комплексов в регионах. Тем самым он обозначил современное отношение к здоровью, которое начинается не в больницах, а на спортивных площадках. Полностью разделяя эту точку зрения, мне было крайне приятно уже на следующий день после Послания, открыть многофункциональный фитнес-комплекс популярной международной франшизы WorldClass, построенный бизнесменом, руководителем филиала ДПК «Ак жол» в Шымкенте Алимханом Абжановым. Комплекс площадью около 4 000 кв. м., с огромным тренажерным залом и несколькими спортивными секциями, новейшими тренажерами и современным 25-метровым бассейном стал достойным ответом предпринимателей на призыв Президента. Ведь заострив внимание на достойном уровне и качестве жизни простых людей, Гарант Конституции де-факто апеллировал к первому пункту первой статьи Основного закона, который гласит, что высшими ценностями республики являются вовсе не бизнес или борьба за портфели, а «человек, его жизнь, права и свободы». Этот ясный месседж уникален по своей простоте и гуманности и способен перевернуть сознание многих. Если «Пражскую весну» когда-то назвали «социализмом с человеческим лицом», то нам впору говорить об этом Послании, как о «человеческом лице модернизации». Для меня, как представителя партии бизнеса, это также определенный разворот в образе мыслей. И тем более символично, что на фоне столь насыщенного гуманис­тическими посылами выступления Президент отвел достойное место и заботе о своем детище – широком классе казахстанских предпринимателей. В этом ряду прежде всего нужно отметить продление срока программы «Дорожная карта бизнеса-2020». По личному опыту знаю, что из всего множества различных госпрограмм, именно ДКБ оказалась наиболее эффективной и востребованной бизнес-сообществом. Ко мне неоднократно обращались предприниматели с просьбами расширить ее прио­ритетные направления и инструменты, нередко участники сетовали на скорое завершение программы, после которого они вновь столкнутся и с запредельными процентами по кредитам, и с необходимостью самостоятельно прокладывать инфраструктуру, и т. д. и т. п. 21 февраля текущего года фракция «Ак жол» даже направляла депутатский запрос Правительству, где сообщала, что с 3 января в ряде регионов прекратилось финансирование проектов ДКБ, несмотря на прохождение всех необходимых процедур. Поэтому новость о дополнительной пятилетке и дополнительном финансировании программы встречена предпринимателями с облегчением и добрыми словами в адрес Президента. Весьма показательно и то, что Нурсултан Абишевич подходит к этому вопросу с деловой хваткой как рачительный бизнесмен, направляя на ДКБ 30 млрд тг⁄год, им просчитан и его социальный эффект (22 тыс. новых рабочих мест), и безусловный профит для государства (224 млрд тенге налогов в бюджет). Не менее радостным для коммерсантов стало очередное поручение о защите от уголовного преследования за экономичес­кие и, в частности, налоговые нарушения. Любой предприниматель скорее согласится выплатить более высокие штрафы, чем сесть в тюрьму – и этим нередко пользуются недобросовестные силовики. Органы прокуратуры неоднократно констатировали, что из возбуж­денных уголовных дел по экономическим нарушениям до суда доходят единицы. А остальные «решаются» другими способами и закрываются так же непрозрачно, как и возбуждались. Инициатива Главы государства однозначно сократит возможнос­ти для таких злоупотреблений, да и бюджет от нее, безусловно, выиграет, так как появляется возможность те же самые суммы направить не в карман мздоимцев, а в доход государства, причем без наручников и бессонных ночей за решеткой. Наша фракция постоянно выс­тупает за дальнейшую гуманизацию и перевод ответственности предпринимателей в финансовую плоскость и готова предложить дополнительные меры в этом нап­равлении. Например, в отношении экономической контрабанды, к которой относится неузаконенный ввоз товаров, находящихся в свободном обращении на рынке, прежде всего ТНП. Как отмечали ранее в таможенных органах, до суда доходят только 5% уголовных дел, возбужденных по этой статье, при том, что сами товары никакой опасности не представляют, а нарушение носит исключительно фискальный характер. Уверен, что предложенное Президентом ужесточение штрафов по таким нарушениям до 2–3-кратной стоимости контрабандного товара было бы более выгодным шагом для государства, чем содержать и кормить очередного заключенного. Особо нужно отметить поручение Нурсултана Абишевича о проведении налоговой амнис­тии малого и среднего бизнеса в отношении штрафов и пени по налоговой задолженности. Данная инициатива вскрывает давнюю проблему избыточного срока исковой давности по налоговым спорам. Дело в том, что применяемый в нашей стране 5-летний срок исковой давности приводит к искусственному увеличению суммы задолженности. Получается так, что в налоговой отчетности 5-летней давности выискиваются действительные или мнимые недостатки, за которые законодательством предусмотрены финансовые санкции, и на эту сумму начисляются штрафы и пеня за весь 5-летний срок. При этом сумма штрафов и пени нередко превышает сумму самого налогового нарушения и ставит предприятие на грань выживания. В целом же, по данным СМИ, налоговая задолженность МСБ на 2018 год составила 257 млрд тенге, из которых 122,5 млрд приходится на штрафы и пени – то есть почти половина всех налоговых долгов! Именно на ликвидацию абсурдности и несправедливости такой ситуации направлено указанное поручение Президента. Поэтому фракция «Ак жол» не только поддерживает эту инициативу Главы государства, но и предлагает Правительству в ходе ее реализации устранить сами основания для подобных проблем. Наша фракция начиная с 2013 года неоднократно предлагала сократить срок исковой давности по налогам с 5 до 3 лет, по примеру соседей по Евразийскому экономическому союзу. Последний раз такие запросы направлялись акжоловцами 19 января и 15 марта 2017 года. Осенью того же 2017 года Правительство внесло такую поправку в свой проект кодекса, но даже при этом, включив инициативу фракции «Ак жол» в правительственный законопроект, тут же, после принятия Парламентом, заблокировало ее реализацию, приняв 25 декабря 2017 года пос­тановление о приостановке перехода к 3-летнему сроку исковой давности еще на 2 года, то есть до 2020 года. Абсурдная ситуация была «заморожена», несмот­ря на принятые Парламентом поправки в законодательство. Но Послание Президента показало весь анахронизм и контрпродуктивность этой практики. В связи с этим фракция ДПК «Ак жол» вновь предлагает Правительству в рамках указанной налоговой амнистии безотлагательно принять решение о сокращении срока исковой давности по налоговым спорам с 5 до 3 лет, начиная с текущего финансового года. Не могу не отметить и такое комплексное начинание Лидера нации, как развитие «экономики простых вещей» для обеспечения внутреннего рынка товарами народного потребления. Все мировые лидеры и финансовые «гуру» сегодня зациклились на экспортоориентированности и не замечают, что их собственные страны заполняются чужими товарами. И огромный ассортимент потребительского рынка – от одеж­ды и обуви до зубных щеток и школьных ручек – завозится из Китая, Пакистана или еще откуда-нибудь. Оборот потребительских товаров затрагивает широкий пласт экономики, прежде всего в малом и среднем бизнесе. Производство «простых вещей» не требует больших инвестиций или особых технологий, его можно наладить с минимальным стартовым капиталом и элементарным оборудованием. В каж­дом городе и многих райцентрах есть швейные фабрики, небольшие мастерские и цеха, достаточные для запуска таких предприятий. И в то же время масштабы внутреннего рынка в 3–3,5 раза больше рынка госзакупок и квазигоссектора вмес­те взятых. Фракция «Ак жол» 23 октября 2017 года при обсуждении проекта бюджета прямо констатировала, что «Правительство недооценивает значение внутреннего рынка», где розница по итогам 2016 года составила 7 трлн 660 млрд тенге, а оптовая торговля – еще более 18 трлн тенге. При этом вместо стимулов импортозамещения госорганы запланировали рост импорта еще на 20%. «Получается, с нашего собственного рынка каждый год более 40 миллиардов долларов «уплывает» за рубеж, хотя могли бы осваиваться казах­станским бизнесом при соответствующей поддержке государства», – говорилось в нашем выступлении. Именно тотальная импортозависимость внутреннего рынка выступает и одним из основных факторов нестабильности национальной валюты, что крайне негативно отзывается на социальном самочувствии общества. Надеемся, что включение экономики «простых вещей» в перечень приоритетных отраслей «Дорожной карты бизнеса» поможет начать разворот хотя бы части этого потока обратно в Казахстан, приведет к появлению новых производств и рабочих мест, окажет позитивное влияние на курс тенге и материальное положение населения. Наконец, нельзя обойти вниманием и жесткие поручения Президента госорганам, ответственным за продвижение казах­станской продукции на внешних рынках и торговую политику, которая должна перестать быть «беззубой». Полностью разделяю такую оценку и могу привести немало примеров, когда сам обращался в уполномоченный орган (Министерство национальной экономики) по просьбе казахстанских предпринимателей, права которых ущемлялись на российском рынке. В ответ наш госорган переправлял отписки тех самых российских инстанций, на которые и жаловались наши соотечественники. Буквально за неделю до Послания фракция «Ак жол» направила Правительству очередной депутатский запрос о притеснениях казахстанских производителей органами РФ, причем путем манипуляций с экспертизой товара. И снова отечественные предприятия остались беззащитными перед всесилием соседней бюрократии. В то же время мы хорошо знаем, как активно защищают своих коммерсантов та же Россия или соседний Кыргызстан, который даже обращался в суд ЕАЭС на действия наших госорганов. Когда такую же принципиальность в поддержке национального бизнеса демонстрировали наши минис­терства и ведомства? Послание дает нам моральное и политичес­кое право требовать от госорганов адекватного отношения к проб­лемам отечественного бизнеса за рубежом. Могу заметить, что слова Нурсултана ­Абишевича об энергичном продвижении наших товаров нашли самый горячий отклик среди тех предпринимателей, кто уже сегодня производит качественную и конкурентоспособную продукцию, работает на ближних и дальних рынках и нуждается в твердом плече государства в отношениях с зарубежными органами. Фракция «Ак жол» готовит конкретные предложения в развитие данного поручения Главы государства. В этом свете видится весьма своевременной инициатива соз­дания Фонда прямых инвестиций, функцией которого будет реа­лизация прорывных проектов, способных вывести экономику на новый инновационный и инвестиционный уровень. Думаем, что основной задачей нового института должна стать поэтапная реструктуризация казахстанского экспорта и его постепенный перевод в сферу технологичной продукции. Кроме того, такое решение потребует ревизии существующих институтов развития, многие из которых, откровенно говоря, не блещут результатами. Делиться впечатлениями от Послания можно еще долго: даже касательно экономики, производства и бизнеса я не затронул и трети вытекающих из него идей и выводов. Уверен, что у каждого из нас оно вызвало похожие чувства, подтолкнуло задуматься о дне текущем и завтрашнем. Принципиально важно, что инициативы Послания взаимосвязаны в одно глубокое и системное видение магистрального направления, по которому должны развиваться Казахстан, его экономика и общество. И центральным стержнем этой стратегии я вижу следующие слова Нурсултана Абишевича: «Мы всегда помогаем бизнесу, но человек, его права и здоровье важнее... Бизнес должен думать не только о прибыли, но и совместно с государством обеспечивать безопасность и комфорт для наших граждан». Это говорит один из сильнейших мыслителей, политиков и экономистов современности. Он, как никто, знает, что этот подход полностью отвечает интересам добросовестных предпринимателей, потому что производить безопасные товары, оказывать качественные услуги всегда труднее и дороже, чем халтурить. Именно такие принципы закладывались нами в ходе двухлетнего обсуждения Закона «О стандартизации», работу над которым в Мажилисе мне довелось возглавлять. И весьма символично, что этот закон был подписан Главой государства в тот же день, когда он озвучил Послание. Требования Президента есть требования честной конкуренции, как в пользу добросовестного предпринимателя, так и в пользу государственных интересов. С точки зрения производственника, я назвал бы такой взгляд «Концепцией добрых денег». И буду продвигать эту концепцию не только как представитель бизнеса, но прежде всего – как гражданин своей страны и современник своего Президента.
АВТОР:
Азат Перуашев, доктор экономики (DBA)
11:21, 19 Октября 2018