"ҚАЗАҚ ҮНІ" - ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ ҮЗДІК ИНТЕРНЕТ САЙТ БАЙҚАУЫНЫҢ ЖЕҢІМПАЗЫ!!!



Парадокс: множество вузов, а в стране – безработица!

«Готовим одних, экономика нуждается в других» – это вывод премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева на V съезде национальной палаты предпринимателей «Атамекен», который прошел 21 июня. В связи с этим Бакытжан Сагинтаев предложил предпринимателям и ректорам образовательных учреждений активнее работать друг с другом. Это справедливая оценка, но запоздалая – такой анализ должен был внедрен давно. И такой подход должен быть основой в работе Министерства образования и науки (МОН) – готовить специалистов для нужд экономики, а не по старинке готовить многочисленных юристов, экономистов и финансистов.

А где специалисты для 47% населения?

Это в советское время молодые специалисты ехали работать по направлению: страна знала, какие и сколько специалистов нужно готовить в средних специальных и высших учебных заведениях, где и когда пройти студентам производственную практику. Не говоря об отсутствии безработицы среди выпускников ссузов и вузов, что ныне наблюдается повсеместно.
Ведь в советское время количество и качество будущих специалистов регулировалось государством исходя из потребностей экономики, культуры, образования и т.д. Конечно, при плановой экономике такое положение дел было вполне уместно. Но и рыночная экономика предполагает всесторонний анализ соотношения подготовки различных специалистов и развития экономики, прогноза экономических рисков, преодоления контрастов развития отдельных отраслей экономики и регионов и т.д.
Из-за отсутствия анализа и планирования рабочих мест в наше время отдельные отрасли народного хозяйства остались без квалифицированных специалистов: сельское хозяйство, многие промышленные предприятия, строительная отрасль и др., оголилось среднее профтехобразование. Потерялась сама суть профессионального образования – связь с будущим рабочим местом. Впрочем, для разрыва теории и практики были и объективные причины – упадок производственной основы экономики, хотя за годы независимости были приняты многие государственные программы, которые остались лишь на бумаге.
Согласно госпрограмме развития образования РК на 2011-2020 гг., общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды.
Давно известная и в то же время не решаемая проблема – восстановление сельского хозяйства, подготовка кадров для села, создание соответствующих условий для молодых специалистов и т.д. Если у нас в сельской местности живут 47% населения, то в такой же пропорции следует распределять бюджетные деньги на подготовку специалистов для села, на сельскую инфраструктуру, строительство социальных объектов и т.д.
Как целенаправленно и стабильно выделяются средства для развития столицы, моногородов, банковской сферы и т.д., так и для развития регионов, села должно быть финансирование с открытием заводов и фабрик для переработки сельхозпродукции (молочные, колбасные цеха, маслозаводы, консервирование овощей и фруктов и т.д.), открытием учебных заведений в райцентрах с научной базой, лабораториями, развитием бизнеса и различного производства, с введением адекватной системы кредитования крестьян, в том числе товарного кредита в виде скота и т.д. Это и пересмотр отдельных статей Земельного кодекса, развитие социальной инфраструктуры села, строительство новых дорог, открытие СПТУ, ПТУ, колледжей и вузов для подготовки кадров для села.
Вышеуказанная критика подготовки не нужных для экономики специалистов прозвучала на съезде национальной палаты предпринимателей. Такой же анализ необходим с участием главы правительства, представителей МОН, Минсельхоз, агрохолдингов, крестьянских хозяйств, местных властей и т.д. Кадры решают все, а на селе не осталось квалифицированных специалистов, рабочих, механизаторов, строителей, даже пастухи в дефиците – из-за безработицы и низких условий жизни в аулах молодежь массово перебирается в города.

Нужны специалисты для настоящего, а не для будущего времени

Кризисные явления особенно сильно ударили по сельскому хозяйству, инфраструктуре села, социальному обеспечению, доходам сельчан, среди которых много безработных. Ныне выход из экономического кризиса – это развитие сельского хозяйства. Поэтому решение проблемы внутренней миграции – это возрождение ветеринарной службы, аграрной науки, строительства поселков городского типа, заводов сельхозпереработки, льготное кредитование сельхозпроизводителей, развитие сельхозкооперации, новых технологий, отгонного животноводства и т.д.
Лишь с 2009 г. реализуется запоздалая государственная программа «С дипломом в село» для помощи трудоустройства молодых специалистов в аулах, где давно ощущается большая нехватка в них. Но и эта программа «буксует» из-за системного кризиса в сельском хозяйстве, из-за диспропорции развития регионов, села и города, отсутствия поддержки сельских производителей, продуманной социальной политики и т.д.
Проблем накопилось огромное количество, поэтому необходим комплексный государственный подход или программа.
Все это должно строиться на грамотной основе с возрождением позабытых методов введения сельского хозяйства, в том числе «колхозов», отгонного животноводства, лиманного орошения, сельскохозяйственных опытных станций, машинотракторных станций и т.д. Необходимо возрождать и позабытые сельские коэффициенты оплаты труда, которые были бы материальным стимулом для привлечения специалистов, рабочей силы, работников в социальной сфере, в том числе и из городов. Минсельхоз на местах не определяет «политику» – все решают акиматы, и это противоречие тоже необходимо решать на системной основе.
А что у нас делается на государственном уровне? Выдают, например, рейтинг 10 востребованных профессий – ни одной профессии для сельского хозяйства! Вместо конкретной работы – сделать профессии для села востребованными – идет информация о «городских» профессиях, о самых высокооплачиваемых профессиях, о 10 самых востребованных профессиях будущего (специальности на стыке электроники и биотехнологий, нанотехнологии, медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни и т.д.).
Не обеспечиваются специалистами отдельные отрасли экономики, а беспокоятся о профессиях будущего! В итоге теряется необходимая связь образования с экономикой. Ведь даже выпускники программы «Болашак» не могут найти работу у себя на родине: не создана экономическая база для многих профессий, тем более для профессий будущего.
Известная в Казахстане любовь к «понтам», воздушным замкам, нанотехнологиям и всевозможным долинам, статусу космической державы, статистике (например, большое количество вузов и студентов) и т.д. не оставляет возможностей для решения кадровой нехватки в сельском хозяйстве, промышленном производстве, строительной отрасли и др.

Местных специалистов – для 51 китайского предприятия

Дело дошло до того, что при открытии какого-либо завода везут рабочих из других регионов или приглашают из других стран из-за отсутствия местных специалистов. Получается, легче рассуждать о профессиях будущего (аналитика больших данных, консультант по личному кредиту, специалист по сопровождению гостя и др.), чем обеспечивать необходимыми специалистами в настоящее время?! Где аналитика и планирование в МОН, правительстве? Почему в стране дефицит токарей, фрезеровщиков, слесарей, механиков и т.д.? Почему произошел перекос в сторону (платных) вузов, а среднее специальное образование – в «загоне»?
Скоро казахстанским вузам могут предоставить возможность действовать на свое усмотрение: учебные заведения сами смогут определять, каким специальностям обучать, самостоятельно составлять учебные программы и т.д.
При таком подходе проиграют те слои населения, которые имеют низкий доход, в первую очередь жители сельской местности, – вузы при платной системе обучения будут нацелены на те специальности, которые принесут больше прибыли, т.е. на «городские» специальности. В итоге известная практика усилится: выпускникам школ – лишь бы диплом о высшем образовании, а вузам – лишь бы платили за обучение. Удивительно, но государством не проводится рейтинг вузов, чьи выпускники работают по специальности, а это основной показатель эффективности работы вуза.
Если правительство не готовит нужных для экономики специалистов, то эту работу будут выполнять зарубежные специалисты за большую зарплату в ущерб национальным интересам. Это особенно заметно, когда инвесторы приходят со своими специалистами, рабочей силой – нет местных квалифицированных специалистов и рабочих? По какой причине эта проблема не решается МОН?
Эта проблема особенно актуальна перед открытием 51 китайского предприятия: правительство должно готовить местных специалистов для этих предприятий, а не ждать наплыва китайских специалистов и рабочих, что может вызвать социальные конфликты.
Правительство Казахстана должно разработать государственную программу в связи с переносом китайских производственных мощностей с тем, чтобы создать условия для перенятия технологий, учесть национальные интересы и выгоды для собственной экономики, а также миграционную и экологическую составляющую проектов. Необходимо также воспрепятствовать вхождению Китая через эти проекты в нашу сельскохозяйственную отрасль – после китайских аграриев нередко остается непригодная для использования земля.
Пришло время изживать прак­тику прихода инвесторов со своей рабсилой. Прошлогодний «штурм» «Абу-Даби Плаза» – явный сигнал нашим властям перед открытием 51 китайского предприятия: не завозите китайских рабочих, а обучайте своих специалистов и рабочих для этих заводов, обустраивайте своих безработных.

Дастан ЕЛДЕС
qazaquni.kz




Осыған ұқсас:

  1. Феномен новой воды: в Караганде в подвале забил родник
  2. АҚЖОЛДЫҚТАР ОТАНДЫҚ БИЗНЕСТІ ДАМЫТУ БОЙЫНША КЕШЕНДІ ШАРА ӘЗІРЛЕУДІ ҰСЫНДЫ
  3. «ВИРТУАЛДЫ ҚОЙМА» ӘДІСІНДЕГІ ҚОЛАЙСЫЗДЫҚТАР
  4. «Шанхайда» сөмкеден табылған әйел мәйіті: күйеуі жерлеуге қаражат таппаған
  5. БҚО-да ауыз су құбырынан бактериялар табылды
  6. Министрдің біреудің әйелі жайлы қалжыңы депутаттарды күлкіге қарық қылды

Facebook арқылы пікір жазу



Пікір жазылмаған

Пікір жазу
Әлі ешкім пікір жазған жоқ! Бірінші болып пікір жазыңыз!

Пікір жазу үшін тіркеліңіз немесе кіріңіз.