О менталитете казахов и манкуртах

О менталитете казахов Это было психически, физически и генетически здоровое общество, проживавшее в экологически здоровой среде. Казахские мужчины были ответственны и заботливо относились к женщинам, детям, старикам. Вдовы и сироты были под покровительством своего рода. Многоженство было чаще всего вынужденным: если умирал мужчина, то его вдову брал в жены его брат, тем самым принимая на себя заботу о его детях. За невесту выплачивали большой калым, но ей давалось приданое на эквивалентную сумму. Поэтому, токалами – бесприданницами становились только девушки из бедных семей. Такое явление наблюдается во всех обществах по сей день, только в этих случаях токалки именуются «любовницами» и у них нет статуса жены. К сожалению, 200 лет российской царской и советской колонизации нанесли невосполнимый урон психофизическому, моральному, генетическому здоровью и численности казахского народа, разрушили экологическое благополучие его среды обитания, лишили значительной части территории. Национальная элита целенаправленно и последовательно уничтожалась, происходила насильственная русификация казахов. Умаляя значимость истории, культуры и языка казахов, им прививался комплекс неполноценности. Все, кто пытался противодействовать этому, уничтожались. Так поступают все колонизаторы мира, но порабощенный народ приобретает комплекс неполноценности не тогда, когда это ему внушается, а когда он сам соглашается признать себя никчемным, принимая навязанное за правду. Как последствия колониальной политики среди части казахов распространились низкая самооценка, алкоголизм, наркомания, проституция, бытовое насилие. Если наши предки не топили в крови другие народы, это не значит, что мы слабые. Да, мы не смогли противостоять подлости, коварству колонизаторов, слишком по-детски чисты и наивны мы были и слишком малочисленны. Но это не повод стесняться нашего прошлого, напротив, мы должны гордиться – мы боролись как могли; многочисленные восстания казахов жестоко подавлялись. Мы можем гордиться своей историей Моя бабушка рассказывала мне, как мои дед и прадед участвовали в Созакском восстании, как были сосланы в Карлаг и Сибирь, как дед бежал оттуда, как люди ели трупы во время искусственно созданных большевиками голодоморов. И документальных свидетельств тому сейчас полно в открытом доступе. В беседах с моими сородичами разных поколений я пришла к заключению, что многие из казахов не знают своей истории. Их представления об образе своего народа составлены по советским книгам, где казахи были представлены ущербными людьми, никогда не имевшими своего государства, способными только пасти скот. Хотя пасти многомиллионные стада и удержать огромные территории, будучи малочисленным народом, это великое искусство. Я не призываю к мести, только хочу, чтобы казахи гордились своей историей, культурой и повсеместно пользовались своим богатым языком. Нет великих и невеликих народов: нет доблести в уничтожении других народов, и надо прекратить возвеличивать завоевателей типа Ивана Грозного, Чингис-хана, Александра Македонского, Аттилы и т.д. Психически здоровому человеку власть нужна только в мессианских целях: для создания благополучия людей вообще, не только своих сородичей. Когда мы придем к пониманию и принятию этой истины, тогда и наступит всеобщий мир. Нужно, чтобы все колонизаторы открыто признали содеянное и раскаялись, как это сделали немцы. Так может поступить только сильный народ и это ведет к его благоденствию. Нельзя делить на «нагыз» и «шала» казахов Один из противников казахского языка написал так: «И да, занялись бы лучше вопросом арабизации страны. Вот уж что нам точно с боку припёку». Я давно задумывалась над причинами данной проблемы. Если до царской и советской колонизации казахское общество было однородным по языку, менталитету, религии, то в период СССР оно расслоилось на казахоязычных и русскоязычных. Некоторые пишут: «Ну, кто вам мешал говорить на своем языке? Ведь в других республиках все говорят на родном языке 100%». Или «Мы сами виноваты в утере языка частью казахов». Отвечаю: чукчи, эвенки, якуты, мордвины, калмыки утратили свои языки, татары, башкиры, чуваши испытывают те же проблемы, что и казахи. Это те регионы, где русификация была наиболее интенсивной из-за наплыва переселенцев. В Казахстане в 1959 г., когда русское население превалировало над коренным, казахи составляли 30,02%, русские – 42,69% от общего количества населения. Перед распадом СССР в 1989 г. казахов было 39,69%, русских – 37,82%. Как можно обвинять казахов в том, что они сами виноваты в утере языка, если они на своей земле были в меньшинстве? До 1991 г. на всю столицу Алматы была только одна школа с казахским языком обучения. Колонизаторы знали, что язык определяет сознание. Любой психолог скажет, что перекладывание ответственности на жертву, внушение ему чувства вины за происходящее является основной стратегией агрессора. Ныне казахи составляют большинство населения – более 70%, русские – 19%. А ведь еще 100 лет назад казахское государство было моноэтническим. Не везде казах может получить услуги на своем языке, вся государственная деятельность до недавнего времени осуществлялась на русском языке. Мы терпели такое положение вещей 70 лет при СССР, терпим и сейчас, спустя 27 лет со дня обретения независимости. Сколько можно терпеть еще? Мы хотим, чтобы государственный язык был таковым не только де-юре, но и де-факто. Казахи не против трехъязычия, но при доминировании госязыка, чтобы каждый казах в любой точке КЗ, обратившись к соотечественнику любой национальности, мог получить ответ на родном языке. Два других языка должны применяться по мере необходимости. И правительство, парламент должны сами исполнять ими же принятый закон и говорить по-казахски. И Президент должен вести свою официальную деятельность только на госязыке, как это делают в других странах. Казахи не должны делиться по языковому признаку на «нагыз казахов», «шала казахов», обзывая друг друга «манкуртами», «мамбетами». Где еще такое видано? Радикалы отказываются от своей национальности? Я пытаюсь пробудить в русскоязычных казахах национальное самосознание, ведь они жертвы колонизации, у них развит комплекс национальной неполноценности. Это не их вина, а беда, это последствие колонизации. Казахам нужно помогать преодолевать друг другу языковой барьер! Мы один народ и никому, кроме друг друга, мы не нужны! Нужно помнить печальный опыт Украины. К расслоению на языковой основе добавилось еще разделение по религиозному признаку: разделение на последователей традиционного ханафитского масхаба суннитского толка и ваххабитов, салафитов. И если расслоение по языковому признаку можно преодолеть, обучив «шала-казахов» родному языку, преподавая им историю Родины, то с последней группой все значительно сложнее. Я была шокирована сообщениями от некоторых молодых казахов, в которых они в оскорбительной форме протестовали против полного перехода на госязык, хотя некоторые из них писали и по-казахски. Посетив их страницы, я увидела посты, восхваляющие ислам, причем многие их этих ребят владеют английским, даже учились в европейских ВУЗах и работали в европейских компаниях. Один из таких парней написал мне: «Я не хочу умирать из-за вашего языка!», на вопрос: «Вы разве не казах, вы же владеете казахским?» Он ответил: «Я мусульманин!». Т.е. получается, что такие казахи во имя религии отказываются от своей национальности, признавая только одну нацию «мусульмане»? Что ожидать от таких соотечественников в случае, не дай бог, войны? И как их вернуть в лоно казахского народа? Скорее всего, с ними должны работать психотерапевты и психологи и применять те же методы, что и экстремистские теологи, предварительно их изучив и выяснив причины радикализации. Предполагаю, что причиной этого явления является «бедность – мать пороков». Эти молодые способные люди не могут вести достойную жизнь, работая за мизерную зарплату и не видя выхода, находят утешение в религии. Возможно, их финансово спонсируют радикальные организации. Эти радикалы напоминают коммунистов, также не признававших национальности и ратовавших за интернационализм в пользу «старшего брата». Почему казахи не устроены? Так повелось со времен колонизации, что казахам отводились местом проживания малопригодные для жизни засушливые районы, в город доступ им был закрыт, для чего исправно служила система прописки. Казахи выживали за счет тяжелого труда скотоводов и аграриев, снабжая весь СССР продуктами питания и не получая взамен ничего, кроме презрения и дискриминации. Сейчас в аулах почти нет работы и, чтобы выжить, молодежь стекается в города. За исключением небольшого количества грантов, профессиональное и высшее образование платное, что делает его недоступным большинству. И в подавляющем большинстве случаев казахи обречены на низкооплачиваемую работу, и вся их зарплата уходит на аренду жилья, вследствие чего им приходится ютиться целыми семьями в однокомнатных квартирах. Еще одна причина неустроенности казахов – это по сей день существующая дискриминация на основе языка. В объявлениях о работе часто пишется: «Требуются знания русского и английского языков» и лишь в единичных случаях – «знание государственного языка будет плюсом». Все это создает дискриминационную диспропорцию в отношении казахов в кадровой политике предприятий РК, что требует ее пересмотра. Что же касается проституции и убийства новорожденных казашками, то опять же это следствия вышеназванных факторов. Добавьте к этому высокий уровень коррупции в обществе, трайбализм, непотизм. Можно резюмировать, что радикализация, проституция, детоубийство среди казахов имеют социальные и политические причины, которые требуют скорейшего устранения. Жулдызай ФОРТ qazaquni.kz