Хаким Омар: Почему богатые казахи имели несколько жен
2018 ж. 12 қаңтар
4489
2
Глобализация уничтожает традиционные узы – Хаке, Вы долгое время занимаетесь генеалогией казахов. Какое место занимает шежире в жизни казахов? – Огромное. Когда говорят, что казахи делятся на роды – это неправильная и провокационная формулировка, надо говорить: казахский народ состоит из родов, а не делится. Мощь генеалогического дерева покоится на внутренней силе. Это благодатная биофизическая среда, где ежедневно происходит акт сотворения жизни, обновления, акт передачи генетической информации. – Вы – редактор и издатель исследования «Алтай шежіресі». Вы продвигаете идею подъема национального развития через возрождение традиционных моделей казахского общества? – Феномен рода и сегодня будоражит сознание людей. Его ростки, проростая через щели несовершенных общественных структур, заявляют миру о вечных ценностях родственных уз, которые могут стать важным аспектом развития социальности, обретения сплоченности и солидарности. Род может сыграть неоценимую роль в возрождении гражданского общества, переживающего глубокий внутренний кризис. Главная идея шежире обретает полноту в тесной связи имен предков и потомков, в преемственности поколении. Именно вкупе со своей историей, национальной особенностью человек познает окружающий мир и определяет свое место в нем. В ипостаси нового казахского общества лицо родовой общины не должно быть завуалировано, ибо созидание будущего невозможно без учета опыта прошлого.
Сто лет одиночества – В век глобализации и интеграции очень трудно представить живучесть ценностей семьи и рода... – Тем не менее знать имена своих предков до седьмого поколения назубок – заповедь аксакалов. Это не только формула знания реального родства по крови, осознания причастности к единым корням, но прежде всего – важнейший этногенетический код, упорядочивающий мир, организующий жизнь казаха. Ведь дело не ограничивается простым перечислением имен предков, но и знанием, чем был известен тот или иной предок; это и есть интеллектуальная преемственность поколений, передача семейной и родовой информации. Процесс модернизации общества разрушает традиционные структуры семьи. Большая семья, которую раньше объединяло несколько поколений, в наше время редкость. Разрываются связи поколений. Современная семья, если можно так выразиться, превратилась в «однопоколенное» образование. Трансформация происходит во всех сферах жизни человека. В традиционном кочевом обществе во главу угла всегда ставились семейные родовые отношения. У нас не было сирот, детских домов, дети не оставались на улице, их не бросали – при смерти родителей детей брали родственники; чем больше детей, тем сильнее были семья и род. Род и семья на себя брали все функции, социальные обязательства. Сейчас эти функции взяло на себя государство: детские дома, дома для престарелых, пенсионное обеспечение и т.д. Но это в известной мере разрушило традиционную семью. Кочевое общество постоянно было заинтересовано в увеличении своей численности, это краеугольный камень его развития. Если в клане насчитывается достаточное количество людей, с ним будут считаться. Если род малочисленный, то и отношение соответствующее. Поэтому родовые правители всегда старались укреплять семьи и род. Нормой было и усыновление детей своих побежденных врагов. Даже брали к себе найденышей, детей со стороны – воспитывали, давали имя своего клана, и они росли полноценными людьми. Мало было и одиноких женщин в силу многоженства, аменгерства (замужество вдовы за брата, родственника мужа) и родовой ответственности за его членов. Если умирал один из братьев, и чтобы его дети воспитывались внутри клана, вдова могла выйти замуж за другого брата. В наше время общество, отринув человека, живет само по себе, человек лишен инструмента адаптации к сложнейшим явлениям стремительно меняющегося окружения. В этом беспредельном распаде мира кроется для человека самая большая угроза – неустроенность жизни, неопределенность социальной среды, отчужденность от происходящих процессов. Неудивительно, что современный человек подвержен постоянному экзистенциальному кризису. Сегодня человек живет в обществе, где отсутствуют люди. Одинокий человек всегда напоминает обществу о неприятии какой-то части общих устремлений и о тлеющей агрессии в сознании человека. Общество живет мыслью о возможной угрозе со стороны индивида, противопоставившего себя социуму. В глубоких недрах одиночества зреют самые антиестественные инстинкты, которые разрушают внутреннюю прочность личности. Не все выдерживают гнет одиночества, бесконечное томление отвергнутой души. Экстремальные «термодинамические» процессы, происходящие в голове человека, через какое-то время достигают точки кипения, и он начинает метаться в поисках выхода. И тогда все зависит от темперамента личности, который решает, в какой мере и каким образом проявится сила выброса энергии. – Неужели человек вне рода и семьи теряет и смысл жизни, и свое предназначение? – Дело не в роде (и семье), а в ценностях, которые имеются в нем – биографические, мифологические, исторические и т.д. Глобальный натиск западной цивилизации оставил глубокие следы и в нашем сознании, мы чуть не лишились своей фундаментальной основы – традиционной системы организации общества, основанной на базе кровных уз. Ее главное достижение – общественный дух, общинная солидарность. Приоритет индивидуальной свободы, ставший жизненным принципом европейской цивилизации, казалось, должен был вывести человека к новым горизонтам восприятия окружающего, чтобы по-новому истолковать концепцию жизни. Но, к сожалению, этот ошибочный постулат привел к неожиданному результату – кризису индивидуума, к социальной меланхолии человека, а его неограниченная свобода превратилась в проблему – неспособность реально воспринимать действительность. Человек, оказавшись наедине с самим собой, испытал все тяготы отрешенности, отверженности. Он попал в собственную ловушку. Истина в том, что если общество отвернулось от человека, то он вонзает нож в его спину. Одиночество – тяжелое испытание. Кто-то остается один в силу жизненных обстоятельств, а кто-то осознанно, чтобы испытать силу духа, сойдясь врукопашную с одиночеством. Но никто не может противостоять разрушительной силе одиночества, даже пророки после долгого уединения выходили к людям. Кто-то еще больше замыкается в себе, даже пытается свести счеты с жизнью, кто-то берет в руки оружие и расстреливает людей, указуя, что действие общества бумерангом возвращается к нему. Для отчаявшегося уже безразлично, в какой форме это происходит. Вот почему в последнее время в информационных сводках западных стран, в особенности США, мы часто слышим о кровавых событиях, учиненных одиноким преступником. Чем отличалась токал от нынешней содержанки? – Что с нами произошло? – К нашему несчастью, мы потеряли основу традиционной казахской семьи, когда произошла революция и укоренилась советская идеология. В нашем сознании все изменилось. Например, в дореволюционной модели токал была естественным членом общества. В наше время стали тоже говорить о токал. Но сегодня это другое, я считаю, что они не являются вторыми, третьими женами, а скорее, сожительницами или любовницами. Но не токал. И теперь говорить о байбише и токал нельзя говорить в том смысле, когда существовало традиционное общество. Кто такие токал в прошлом? Это практически наши матери, благодаря им состоялась казахская нация. Один Абылай-хан имел 38 сыновей, не считая дочерей. Конечно, их не могла родить одна женщина. – Чем отличалась токал от нынешней содержанки? – У традиционной токал была своя отдельная юрта, хозяйство, свита. Не нужно было скрывать свои отношения от старшей жены, от общества – ее статус был полностью легальным. Чего не скажешь о современных токал. Женщина приходила не только в узкую семью в нашем традиционном понимании, она приходила в род. Ее жизнь была направлена на укрепление мощи клана, она всегда была в контексте общественной жизни. Токал – это женщина, которая имела свой статус, брачный, социальный. В те времена получить статус токал можно было по обоюдному согласию сторон. То есть это был в равной степени выбор как женщины, так и мужчины. Женщина могла отказаться стать токал. Но, как правило, такие отношения предлагали очень известные, состоявшиеся люди, элита общества – родоправители, известные батыры, крупные баи. Именно они могли себе позволить содержать нескольких жен. В степи всегда чувствовался дефицит людского ресурса, поэтому улучшение демографии было на первом месте. Для того чтобы нация существовала, нужен определенный коэффициент рождаемости. Численность узбеков с 1990 г. выросла на 10 миллионов, а мы топчемся на месте. У нас приток идет в основном за счет оралманов, а так естественный прирост очень слабый. Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz