ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ – ВЕЛИКИЙ И САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК СТРАНЫ

Каждый год в середине декабря к нам приходит наш главный, особый праздник – День Независимости. Он и на законодательном уровне имеет особый статус – это единственный национальный праздник, все остальные имеют статус государственных праздников. А величие Дня Независимости в том, что он дал свободу нашему народу, дал возможность вырваться из оков тоталитарной советской системы и построить современный Казахстан, получивший признание всего мирового сообщества как суверенное, быстроразвивающееся, демократическое молодое государство с рыночной экономикой. Нет независимости – нет государства, ибо свобода и суверенитет для любой страны – это такие же абсолютные и неотчуждаемые понятия, как права и свободы для каждого отдельного гражданина. Верно замечено, что в новую эру, наступившую на стыке второго и третьего тысячелетия, историческое Время ускоряется с каждым днем, опережая развитие человечества на несколько шагов вперед. И задача угнаться за ним – это сверхсложная миссия для каждого нового поколения, когда ему выпадает его время вершить историю своей страны. Ныне живущие поколения казахстанцев стали свидетелями и движущей силой эпохальных событий – обретения Независимости, формирования новейшей государственности на древней казахской земле и возведения фундамента для будущего своей страны – Страны Великой Степи. И что еще примечательно, после развала СССР пять постсоветских республик – Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Азербайджан – образовали в Центральной Азии «тюркский пояс» от Китая до Босфора, как это было много веков назад. А первым предвестником Свободы стал антиправительственный мятеж 16-17 декабря 1986 г. в тогдашней столице Казахстана – Алма-Ате. Тогда мятеж казахских «декабристов» был жестоко подавлен, но за ним последовали антисоветские выступления по всему СССР, после чего в 1991 г. наступил крах советской империи. А в эру Независимости на Новой площади в центре Алматы был открыт монумент «Тәуелсіздік таңы» («Заря Независимости»). Государственная независимость Казахстана была провозглашена 16 декабря 1991 г., и с тех пор идет поступательное развитие его новейшей государственности. Сначала был преодолен хаос переходного периода, затем молодое государство, выйдя из группы «транзитных» стран, обрело статус «состоявшегося государства» и объявило о начале нового, третьего этапа государственного строительства – построении Вечного государства «Мәнгілік Ел», идея которого завещана нашими древними предками. В числе крупномасштабных государственных преобразований со Дня провозглашения Независимости – принятие Конституции РК, создание трех ветвей власти с президентской формой правления, были сформированы Вооруженные Силы, Пограничные войска, Республиканская гвардия и Военно-морской флот, создана банковская система. Оперативно был осуществлен перенос столицы на территорию Центрального Казахстана – в Целиноград. Затем на левом берегу Иртыша была построена новая столица – Астана, которая уже получила известность во всем мире. Президентом страны подписан Конституционный закон РК «О международном финансовом центре «Астана (МФЦА)», принято решение создать его на базе ЕХРО-2017. Это огромное достижение, которое свидетельствует о высоких темпах не только экономического развития молодой постсоветской республики, но и о ее успехах в геополитике и геоэкономике. Кроме того красавица Астана считается центром толерантности, здесь регулярно проводятся Съезды руководителей мировых традиционных религий и конфессий и много других международных форумов. В годы Независимости наша страна успешно и динамично развивает свою экономику, следуя принципу «сначала экономика, затем – политика», ибо, как известно, «бытие определяет сознание». Этот урок истории современный Казахстан хорошо усвоил на примере краха бывшего СССР и стран бывшего социалистического лагеря. Ведь в такой карете прошлого, как основанный на приоритете идеологии голый энтузиазм, далеко не уедешь. В этом нас сегодня еще раз убеждают экономическое и политическое реноме в мировом сообществе последних обломков соцлагеря – КНДР и Кубы. А в Казахстане досрочно выполнена «Стратегия-2030», уже начато претворение в жизнь амбициозной цели «Стратегии-2050» – задачи вхождения страны в 30-ку самых развитых стран мира. Работают госпрограммы ФИИР, «Нұрлы жол», «100 конкретных шагов» для выполнения 5 президентских реформ по модернизации нации. Казахстан первым в СНГ признан страной с рыночной экономикой, за годы суверенного развития смог успешно интегрироваться в мировую экономическую систему, стал региональным экономическим и политическим лидером в Центральноазиатском регионе, является лидером среди стран СНГ и Восточной Европы по привлечению инвестиций, пользуется уважением со стороны мирового сообщества как надежный партнер в экономической сфере и на поприще внешней политики. В области внешних отношений и на международной арене Казахстан проводит взвешенную политику, направленную на соблюдение норм международного права, поддержки принципов нерушимости сложившихся границ и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела других государств. Наша страна добровольно отказалась от ядерного арсенала на своей территории, провозгласив ее зоной, свободной от ядерного оружия. При этом, стремясь обеспечить национальную безопасность, Казахстан потребовал гарантий неприкосновенности и территориальной целостности без ядерного потенциала. И такие гарантии со стороны мировых держав были даны. Наша страна является полноправным членом ООН, с трибуны которой звучит казахская речь. А в такой авторитетной организации как ОБСЕ Казахстану были оказаны высокое доверие и честь – право председательства в 2010 году. Казахия также вступила в Организацию Исламской Конференции (ОИК), является одной из стран-лидеров ШОС, укрепляет сотрудничество по принципу многовекторности со всеми государствами мирового сообщества – странами Евросоюза, США, Россией, Китаем, Японией, Турцией, странами Ближнего Востока, всего арабского мира, Юго-Восточной Азии. Для любого государства приоритетны три главные задачи – обеспечение национальной безопасности, экономического процветания и укрепление внутриполитической стабильности. Несмотря на обширную территорию и тысячекилометровые внешние границы, руководством страны были своевременно проведены делимитация и демаркация внешних границ, заключены и ратифицированы Договора о вечной дружбе и сотрудничестве с соседями по СНГ и всему евразийскому региону, и даже с бывшей метрополией. Так, в документе «Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и сотрудничестве, ориентированном в XXI столетие», подписанной от РФ Борисом ЕЛЬЦИНЫМ и от РК Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ 6 июля 1998 г., говорится: «Российская Федерация и Республика Казахстан подтверждают свою приверженность Договору о вечной дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и РК от 25 мая 1992 года… РФ и РК строят свои отношения на основе широкомасштабного сотрудничества и взаимного доверия, уважения независимости, суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, принципов невмешательства во внутренние дела друг друга, равноправия и взаимной выгоды». Эту позицию неоднократно подтверждал и Владимир ПУТИН. В частности, в своей приветственной речи на открытии Года Казахстана в России в феврале 2003 г. в Москве российский президент подчеркнул, что «отношения с таким надежным центральноазиатским соседом как Казахстан – это для нас безусловный приоритет». Через два года, 18 января 2005 г., в Москве президенты РК и РФ подписали «Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о государственной границе», который 16 ноября 2005 г. был ратифицирован Госдумой РФ. О масштабности проделанной не только скрупулезной геофизической работы, но и проявленной при этом дипломатической виртуозности можно судить по тому факту, что сухопутная граница Казахстана с бывшей метрополией составляет 7 тысяч км. Стоит особо отметить и то, что с первых дней суверенного существования Казахстан сумел избежать обострения внутренних и международных проблем, чреватых гражданской войной и межгосударственными вооруженными конфликтами. А ведь почти во всех постсоветских странах на территории СНГ – в России, Молдове, Армении, Азербайджане, Таджикистане, Кыргызстане, Грузии, Украине, Узбекистане – подобные конфликты были. И, к сожалению, некоторые из них до сих пор не получили своего разрешения, оставаясь «замороженными». А это очень чревато для будущего этих стран и может стать «головной болью» для будущих поколений. Сегодня, несмотря на глобальный экономический кризис и обострение геополитической ситуации, уже вышедшей на порог новой «холодной» войны, когда в мире вовсю идут гибридные и конвенциональные войны, нашему молодому государству удается держать под контролем все три главные приоритетные задачи. Ведь для нашего миролюбивого государства – Страны Великой Степи – поддержание мира и стабильности в СНГ, Центрально-азиатском регионе и на геополитической арене во всем мире – необходимое условие для решения грандиозных задач поступательного экономического и политического развития, поставленных в «Стратегии-2050». А значение Независимости для каждого народа первый Президент Республики Казахстан выразил на следующем примере: «В свое время множество индейцев было изгнано со своих исконных мест. Как-то одному режиссеру индейского происхождения задали вопрос, является ли богатство счастьем, на что он ответил: «Все богатство, которое есть у меня, я бы отдал за один день независимости моего народа». И всем нам следует беречь и ценить нашу Независимость».

Гайнижамал ШЕКЕЙ

qazaquni.kz