Свадьба как маленькая смерть: почему устраивали похороны невесты

В древности огромное значение играли различные возрастные инициации, которые служили посредником между потусторонним миром и миром живых людей. Например, перед замужеством проводили похоронные обряды. Вместо свадебного торжества – похороны невесты?! Именно так: осуществляли погребальный ритуал – одевали невесту в ритуальную одежду, закрывали ее лицо, причитали по «умершей», шаманы совершали соответствующие обряды. Но с какой целью «хоронили» невесту? Свадьба как маленькая смерть Великая восточная метафора гласит: «Бог создал из праха, земли человека и вдул в него душу». Она была основой и в представлениях древних тюрков. Божественная искра – кут (душа, благодать) – посылалась небесным божеством человеку перед его рождением как его двойник и покидала во время смерти. Божественность души охранялась древними обрядами, начиная с зачатия и кончая возвращением к духам предков (ср. каз. қайтыс болу «скончаться», от қайту «возвратиться»). Семья, куда попадало небесное семя, также была освящена традициями, нарушение которых, по поверью, негативно влияло на продолжение рода. В силу всеобъемлющих прав семьи ритмы как мирного, так и военного времени подчинялись ее законам. Согласно древним представлениям, бог покровительствует браку, рождению детей, вообще семье: «Бог – помощник того, кто создает дом и женится» (турецкая пословица). В древности к супружеству готовили с детства. Уже в 9-12 лет родители сватали сыну невесту и на некоторое время оставляли его в «зятьях» в доме будущей жены. Подростковая привязанность, наиболее крепкая в возрастной психологии, благотворно влияла на будущий брак. В основе современного брака по любви лежит, прежде всего, любовное (сексуальное) влечение. Как показали исследования, оно обычно проходит в течение четырех лет. В традиционном же кроме него учитывались и другие составляющие: социальная (материальная), генетическая (родовая), психологическая, интеллектуальная и другая совместимость, которые трудно определить подросткам. Поэтому решали родители и заодно учили детей азам супружества. И в наше время есть браки, в которых присутствуют отдельные элементы традиционного брака, и они являются более крепкие. Их неудачно определили как браки «по расчету». Традиции древней семьи неплохо сохранились на Востоке. Например, в Индии в выборе супруга участвуют и молодые люди, и их родители, и даже семейные астрологи с учетом многих составляющих счастливого брака. Как следствие – очень крепкие браки с редкими разводами и выход Индии в абсолютные лидеры по росту численности населения. Вступление в брак с давних пор считалось вторым рождением человека. Недаром в основе свадебного обряда многих народов лежит погребальный ритуал. Перед замужеством в доме невесты совершали мнимое погребение: ее одевали в ритуальный костюм, закрывали покрывалом ее голову и лицо, мать и другие родственницы причитали над ней, шаманы совершали соответствующие обряды, и в таком закрытом виде увозили к жениху. Так «обманывали» духов невесты, ее семьи и дома, чтобы она была свободна от них и приобщилась к энергетике дома, семьи и рода будущего мужа. Удивительно, но многие элементы древнего ритуала в известной мере сохранились и дошли до наших дней в казахском свадебном обряде и костюме. Высокий свадебный головной убор казахской невесты саукеле и камзол (ср. тюрк. кам «жрец», как и в слове камча – ритуальная плеть) – из ритуальной одежды древних для погребения. Кстати, одежда «золотого человека» в высоком головном уборе из Иссыка – тоже для погребения. Стоит лишь посмотреть на высокий головной убор «золотого человека» со сложным набором символов, фигурками животных, чтобы понять его обрядовое значение. Такие высокие уборы носили жрецы, в таких погребали царей. Беташар: «воскрешение» невесты После приезда в аул жениха невесту «воскрешали». Для этого проводили очищающие обряды, баксы под музыку совершал ритуал «воскрешения» невесты – беташар (открывания лица): он знакомил «пришедшую с иного мира» (келін от келу «приходить», ср. невеста от «неизвестная»; возможно, название головного убора «саукеле» от «сау келеді» – придет во здравии, придет живой, «сау келе жатыр» – едет благополучно) с почитаемыми предками и родственниками мужа, его семейными и родовыми преданиями и ритуальной камчой открывал ей лицо от покрывала. Кстати, открывание камчой покрывала невесты сохранилась до сих пор в некоторых регионах Казахстана. «Умершую» «воскрешали» в новом статусе: жены и невестки, поэтому она меняла не только фамилию (родовое имя), но и личное имя и становилась членом рода мужа. Наши предки считали, что невеста «умирает» в роду своего отца и «рождается» в роду мужа. Также ее очищали огнем. На подносе разводился небольшой огонь, в него кидали кусочки жира. Когда от костра шел дым, невеста очищалась в нем. Интересно, что раньше покрывало невесты было большое и длинное, которое со временем укорачивалось, а сейчас оно превратилось в обычную фату. Покрывало на голове заменила фата и цель ее лишь эстетическая, да и лицо невесты часто открытое. У девушки, согласно казахской поговорке, судьба подобна тонкому волоску, поэтому накосные украшения, как и амулеты, были магическими оберегами. Чем моложе была женщина, тем больше полагалось ей носить украшений. Особой пышностью и великолепием отличался свадебный наряд невесты. В него входил высокий, конусовидный головной убор – саукеле, височные подвески и серьги, ожерелье и нагрудное украшение, браслеты и перстни, амулеты. Все эти украшения были призваны оберегать от злых духов в сложном погребальном обряде. Следует отметить, что в Степи дороже всего ценились не сундуки, не колье, не оружие и седло, а головной убор невесты. Парадоксально, но эта какая-то магическая перекличка двух далеких эпох: богато украшенного драгоценностями головного убора сакского вождя и казахской невесты, оказавшегося для казахов наибольшей ценностью. Достаточно сказать, что подаренный ленинградскому этнографическому музею саукеле по цене равнялся стоимости сотни лошадей! Впрочем, иначе и не могло быть, если учесть, что в основе свадебного обряда лежал погребальный ритуал. Свадебный головной убор делали конусообразный, из белой кошмы, покрывали ее красным сукном и отделывали оторочкой из меха нутрии. Саукеле украшали серебряными, золотыми изделиями с жемчугом, кораллами, а также бриллиантовыми и другими драгоценными камнями. На лоб свисали серебряные подвески, закрывая третий энергетический центр. На спину и грудь невесты спускались широкие ленты с украшениями, серебряными цепочками и подвесками. Путешествие в загробный мир не было аллегорией: в древности считалось, что человек во время инициации покидает этот свет по-настоящему. Ситуация была довольно непростой: сначала надо было успешно «умереть», чтобы предки приняли тебя за своего, а потом благополучно вернуться в этот мир, не потеряв человеческую природу. Именно это должны были гарантировать обереги и особые ритуалы. Особенности традиционной семьи Обряд изменения имени – это своего рода продолжение ритуала беташар: открывалось лицо «иного» человека с новым именем с целью ввести в заблуждение духов. В первое время невесте также запрещалось называть по именам близких родственников мужа, чтобы не привлечь к ним внимания злых духов. При обращении к новым родственникам она использовала термины родства или иносказательные имена. Столь мощное освобождение вновь «родившейся» от своего эго, несомненно, облегчало вхождение в семью мужа – хранителя и продолжателя рода. Семья и рождение детей требуют от супруг, особенно жены, постоянного обновления, гибкости души, изменения сознания, отношения к жизни и людям. Недаром говорят, что у женщины сорок душ. Ибо это основа традиционной семьи, присущей многим народам. Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz