Как монополисты подъездных путей делают деньги «из воздуха»

Депутаты «Ак жола» требуют защитить отечественных производителей от произвола монополистов подъездных путей и выполнить поручение Президента по кардинальному сокращению издержек предприятий. Об этом заявил Азат Перуашев на пленарном заседании Мажилиса в прошлую среду.

Озвучивая депутатский запрос министру национальной экономики, руководитель фракции демократов сообщил, что в партию ДПК «Ак жол» обращаются предприниматели из Алматы, Костаная, Павлодара и других регионов по поводу необоснованного завышения стоимости услуг подъездных железнодорожных путей приватизировавшими их новыми владельцами.

Реальные товаропроизводители теперь вынуждены отдавать десятки миллионов тенге структурам, которые сами ничего не производят, а лишь регулируют доступ к магистральным железнодорожным путям.

Партия бизнеса выявила несколько типовых приёмов монополистов:

1) Так, алматинское предприятие «Темирбетон», костанайские «Атамекен Дос» и «Зерновой пул Казахстана» столкнулись с тем, что с 1 января т.г., стоимость прохода вагонов стала считаться дважды – туда и обратно. Уже одно это «изобретение» дало автоматическое увеличение доходов монополистов (и, соответственно, рост непроизводительных расходов предприятий) как минимум в два раза от тарифа!

2) Другим, ещё более выгодным изобретением собственников подъездных путей стало решение взимать оплату не по фактически используемому отрезку, а по всей протяженности пути, указанного в техническом паспорте владельца, включая никем не используемые участки.

Эти два новшества привели к невиданному удорожанию услуг. Например, по сведениям обратившихся к депутатам заявителей, ТОО «Зерновой Пул Казахстана», протяженность используемого подъездного пути которого составляет всего лишь 72 метра, теперь получает счета за использование 2592 метров. В результате стоимость проезда одного вагона от тупика до магистрали выросла с 453,66 тенге до 53713,49 тенге, т.е. в 118 раз!!!

3) Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМиЗК), закрывает глаза и на нарушения самих тарифов.

Например, на жалобы завода мостовых конструкций (АЗМК, Алматы), госорган в письме отвечает, будто монополистом ТОО «ППЖТ-2» за период 2014-2016 годы «тариф на услуги подъездных путей не повышался». Хотя в этом же ответе самого КРЕМиЗК указывается, что с июля 2015 г. тариф был увеличен, причём сразу на 9,3%, а на 2017-2021 гг. антимонопольное ведомство дало согласие увеличить его ещё на 21%.

Кроме того, в ответе госоргана указывается тариф ТОО «Енисей» за 2016 г. в размере 1426,1 тенге, тогда как этот же монополист предъявляет АЗМК к оплате счета-фактуры по тарифу 1569,22 тенге (т.е. на 10% выше).

Получается, КРЕМиЗК верит на слово монополистам и не верит их же финансовым документам, которые оплачивают потребители?

4) Но и этого мало: открывающиеся возможности «делания денег» из ничего, видимо, настолько привлекательны, что монополисты стали покушаться и на ж/д пути

самих производителей – так, в Павлодаре АО «ЦТС» пытается отсудить у компании «Павлодарская Нива» участок пути, находящийся на территории самого предприятия!

Все эти тенденции более чем тревожные, считают в «Ак жол». Счёт идёт на миллиарды, изымаемые у товаропроизводителей в пользу услугодателей, чьи затраты на содержание путей просто несопоставимы с производственными затратами и потребностями в модернизации реального сектора экономики.

«Сложившаяся ситуация требует срочного решения, вплоть до ограничения не только тарифов монополистов, но и конечной стоимости их услуг в целом», – заявил Азат Перуашев.

Он также процитировал поручение Президента в послании «Третья модернизация», где сказано: «…принять меры по фронтальному снижению всех видов издержек для бизнеса. Особенно это касается стоимости услуг в энергетике, транспорте и логистике…".

Партия «Ак жол» и её депутатская фракция продолжают работу по реализации предвыборной программы, защите добросовестных предпринимателей и реального сектора экономики.