КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЖДУТ ОТ СВОЕГО МИНИСТРА ПЕДАГОГИ СТРАНЫ?

[caption id="attachment_65756" align="aligncenter" width="518"]Ерлан Сагадиев Ерлан Сагадиев[/caption]

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Министру образования и науки РК г-ну Сагадиеву Е.К.

УВАЖАЕМЫЙ ЕРЛАН КЕНЖЕГАЛИЕВИЧ!


В настоящее время руководством страны, правительством и МОН РК предпринимаются некоторые меры по улучшению состояния отечественной науки и образования: открыты «НИШи» и «Назарбаев университет»; продолжается реализация уникальной президентской программы «Болашақ»; пересматриваются правила организации и проведения ЕНТ; несколько улучшается состояние школьных учебников; началась политика запретов на незаконное привлечение учителей к различного рода дополнительным и неоплачиваемым общественно-политическим и иным «мероприятиям» и т.д. Вместе с тем отечественное образование и наука продолжает находиться в весьма плачевном состоянии. Заметно падает качество преподавания на всех уровнях обучения. Уже сегодня чувствуется острая нехватка квалифицированных педагогических кадров.

Кстати, об этом открыто подчеркнул и президент страны Н.А. Назарбаев в своем очередном Послании народу Казахстана в 2017 году: «Актуальна также проблема дефицита квалифицированных педагогов». Социальное самочувствие и финансовое положение воспитателей, школьных учителей и профессорско-преподавательского состава колледжей и вузов заметно ухудшилось, особенно - после двойной девальвации национальной валюты и повального роста цен на основные продукты питания, коммунальные платежи, товары первой необходимости. Классная нагрузка у учителей – высокая (выше, чем это было в советское время). А годовая аудиторная нагрузка ППС вузов в несколько раз (в 3-4 раза) выше, чем у коллег из ведущих европейских вузов, входящих в Болонскую систему. Идет сильнейший отток наиболее талантливых молодых людей в зарубежные вузы (Россия, КНР, Малайзия, Великобритания, Германия, Турция, США и т. д.), исчисляемая сегодня уже десятками тысяч человек. Идет процесс физического «старения» остепененных научно-педагогических кадров в вузах, особенно - в педагогических институтах, где все еще не разрешена существующая проблема подготовки магистров и докторов философии. Выборы ректоров по новым правилам потерпело полное фиаско, так как «по конкурсу» через Наблюдательные советы при вузах и Республиканскую конкурсную комиссию прошли почти все и.о. ректоров, которые были заранее отобраны и заблаговременно отправлены МОН РК для руководства этими вузами, получив дополнительные административные и иные преференции и ресурсы, представ в более выгодном и привилегированном положении по сравнению с остальными претендентами. В отечественных вузах все еще не решена проблема книгообеспечения, особенно -по специальностям естественно-технического направления, обучающихся на государственном языке. А теперь уже остро стоит вопрос почти полного отсутствия учебников на английском языке в наспех открытых полиязычных группах. В ряде государственных, национальных и частных вузов по инерции советской тоталитарной системы все еще существуют военные кафедры, которые готовят специалистов в «никуда» и у студентов забирают один учебный день или дополнительное время: практически никто из них не идет служить в Министерство обороны РК. Кстати, военные кафедры получают двойное финансирование: как с МО РК, так и МОН РК, когда работающие здесь офицеры получают заработную плату несколько выше, чем вузовские профессоры. В общеобразовательных школах и вузах республики немало и других дублирующих и ненужных дисциплин.

В то же время ошибочно был заменен востребованный в обществе в условиях возрождения традиции многотысячелетней государственности курс «Истории Казахстана» на «Современную историю Казахстана», тем самым был нанесен колоссальный удар и непоправимый ущерб по патриотическому воспитанию молодежи и формированию нового сознания граждан независимой страны. Это серьезное идеологическое упущение на государственном уровне: даже в советское время во всех вузах преподавали «Историю СССР», начиная с древнейших времен до современности. Финансирование науки для ППС вузов и сотрудников НИИ находится на очень низком и весьма недостаточном уровнях. Вызывает особую настороженность и серьезную обеспокоенность запоздалое выделение финансирования даже на выигранные по конкурсу научные гранты: договоры подписываются в летнее отпускное время или даже к концу календарного года, когда АО «Фонд науки» уже требует годовые или итоговые отчеты. Дети идут в школу, получая сильный стресс из-за чрезмерной учебной нагрузки.

По данным структур ООН по уровню суицида детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет Казахстан вошел в «ведущую тройку» мира, чего никогда не было в традиционном казахском обществе. В вузах страны не хватает спортивных залов для учебных занятий по физическому воспитанию и секционной работе. В сельской местности, преимущественно - на базе бывших бригад и отделений совхозов и колхозов, - «по кирпичикам» уже разобраны школы и детские сады. В ряде регионов этот разрушительный процесс продолжает иметь место и по сей день ввиду массового оттока сельского населения в города из-за высокого уровня безработицы среди так называемых «самозанятых».

Уровень квалификации учителей школ и вузов несколько упал, особенно в столице, где до сих пор нет своего Педагогического университета (в 1962 году в Целинограде был открыт Целиноградский государственный педагогический институт им.С.Сейфуллина при 129 000 жителях города, а на сегодня численность горожан возросла почти в 8 раз, а педвуз так и не появился). Ввиду сложившейся сложной ситуации нами предлагается принятие комплекса дополнительных и срочных мер, направленных на заметное улучшение нынешнего состояния национального образования и науки:

1. Увеличить заработную плату педагогов страны по всей цепочке - воспитатель-учитель-преподаватель колледжа и вуза,- как минимум, в 4 раза.

2. Уменьшить недельную нагрузку учителей школ с 18 часов до 14 как это было в советское время, а годовую нагрузку преподавателей колледжей и вузов - до 140- 160 часов.

3. Педагогическим институтам дать право подготовки магистров и докторов философии или же все их преобразовать в педагогические университеты (по опыту КазНПУ им.Абая).

4. В Астане срочно создать Национальный педагогический университет (а не институт как это было недавно анонсировано МОН РК в СМИ).

5. Ввести выборы ректоров на основе прямого и тайного голосования с участием всего ППС вузов, а не узкого круга подобранных членов Наблюдательных советов, по сути,- подотчетных МОН РК.

6. Создать Единый оператор или отдельный Департамент при МОН РК по централизованному обеспечению колледжей и вузов страны качественными учебниками на трех языках, как это неплохо сделано в общеобразовательных школах.

7. Закрыть все военные кафедры при вузах, а сэкономленные средства перенаправить на увеличение заработной платы ППС и сотрудников вузов, а также на книгоиздание.

8. Финансирование научных проектов начинать с первого месяца каждого календарного года.

9. Создать отдельную программу привлечения выпускников президентской программы «Болашақ» в школы, колледжи, вузы и НИИ страны с обеспечением достойной оплаты труда, так как на существующую ныне заработную плату никто из них туда не пойдет.

10. Создать отдельную программы привлечения в страну ученых –педагогов из числа зарубежных соотечественников.

11. Срочно вернуть в вузы республики прежний курс «История Казахстана» вместо эрзац - дисциплины «Современная история Казахстана».

12. В школах и вузах отказаться от дублирующих и ненужных учебных дисциплин, существенно разгрузив учащихся и студентов от чрезмерной нагрузки, что обеспечит безболезненный переход к пятидневке.

13. В школах отказаться от альтернативных учебников, перенаправив сэкономленные средства на заметное улучшение качества безальтернативного учебника как это было в советское время, что очень удобно при составлении тестов и подготовке выпускников к ЕНТ.

14. Взять под строгий контроль все закрытые и закрываемые школы и детские сады в сельской местности ввиду «нехватки учащихся», сохранив или законсервировав их для переселяемого с юга детей наших граждан и оралманов.

15. На уроках истории, пения, физической культуры, технологии и т.д. усилить национальный компонент.

16. В вузах РК на 1 курсе предлагаем отменить преподавание коротких курсов «Казахский язык» и «Русский язык» (в течении 1-11 классов было достаточно времени их выучить, а за 1 семестр вуза – уже невозможно и неэффективно), увеличив часы (кредиты) на изучение дисциплин по специальности.

17. По всей стране для вузов массово строить спортивные залы, так как норма их обеспечения по стране составляет весьма низкий процент. 18. В северных и северо-восточных регионах страны открыть новые НИИ гуманитарного профиля для активизации историко-культурных исследований и проведения политики деколонизации и декоммунизации общественного сознания и т.д. Я был вынужден обратиться в такой открытой и публичной форме ввиду того, что не получил от Вас, господин Министр, письменного ответа ни на одно из своих прежних обращений, также как и не был принят лично Вами для доведения этих и других рекомендаций, несмотря на мои неоднократные и тщетные попытки.

С уважением,

Директор ОФ «Согласие народов» д.и.н., профессор

Зиябек Кабульдинов

Қазақ Үні