ВЕЛИКАЯ ДИНА: ВЕК ДРУЖИВШАЯ С ДОМБРОЙ

0_1_dina_nurpeisova_na_fotografii_s_zambylom_zhabaevym

Это было в 1937 году в городе Алматы. На сцену вышла женщина 76 лет. В руках она держала длиношейную домбру. Женщина сделав вежливый поклон, села на край ковра и начала играть красивый кюй. Зрители завороженно слушали прекрасную мелодию. Настроение домбристки и красивые звуки переплелись и поднялись ввысь, вся жизнь вереницей начала проходить перед глазами...

В 1861 году в местности Бекетайкум, что на западе Казахстана, под шаныраком Кенже случилось радостное событие. Жена родила дочь.

Дина с детства полюбила домбру. В то время никто не знал, что она станет любимой ученицей великого Курмангазы. Что Курмангазы высоко оценит ее искусство и скажет: «Если бы мою правую руку и левую руку Дины можно было дать одному человеку, на свете не было бы домбриста виртуозней».

Однажды в дом Кенже, который сам неплохо играл на домбре, приехал его друг, домбрист Курмангазы Садырбайулы. Это было в 1870 году. Он сказал, что слышал в народе, что «У Кенже есть десятилетняя дочь и она очень хрошо играет на домбре».

Довольный игрой маленькой Дины Курмангазы попросил разрешения у своего друга взять с собой юную домбристку на состязание домбристов. Как вспоминала сама Дина Кенжекызы Нурпеис, она до восемнадцати лет часто виделась с великим кюйши и училась у него. Встречалась с именитыми домбристами. В те времена Дина была молодой. Наверное, поэтому в 1938 году, чтобы не было разных спелетен, в интервью для газеты она сказала, что впервые увидела Курмангазы в тридцать лет. О своей юности она рассказала исследователю казахской музыки Ахмету Жубанулы: «Это были мои самые счастливые времена, полные музыкальных событий и радости, которые оставили в моей памяти самые светлые воспоминания».

В 1880 году Дина Кенжекызы была выдана замуж. Вот что рассказала ее внучка Балжан Журынбайкызы журналисту Латифолле Капашеву: «Бабушка говорила, что она вышла замуж за Нурпеиса Макатулы, когда ей было лет 18-19, у казахов девушек этого возраста в те времена считали почти старой девой. Дину засватали. Несмотря на то, что она вышла замуж не по любви, они с мужем жили хорошо. Однажды ее спросили, как ее фамилия, и так как ей по обычаю как снохе было неудобно произносить имя свекра, она произнесла имя мужа. Так ее записали. Когда скончался муж, по обычаю левирата она стала женой брата мужа Нуралы. Бабушка родила восьмерых сыновей и пятерых дочерей».

В ауле мужа она продолжала играть на домбре. Она учится исполнять кюи таких мастеров, как Даулеткерей, Мусирали, Аликей, Туркеша. В 1888 году Дина приезжает в аул к своему учителю Курмангазы. Великий старец сыграл ей свои новые произведения. Дина быстро выучила их. Также учитель посоветовал, чтобы Дина сама попробовала сочинять.

Через несколько лет после замужества скончался ее отец. Умирает и скакун Каракаска, подарок отца, который постоянно приходил на скачках первым. Проходит несколько лет и Дине приходится хоронить мужа. В эти тяжелые дни рядом с ней постоянно находится свояченица Кербез. Дина сочиняет кюй «Кербез» и посвящает его свояченице.

Наверное, потому что она с детства играла кюи разных композиторов, со временем у Дины сладывается своя манера игры. Она так же продолжает сочинять. Царская власть в 1916 году призывает молодых казахов на вторую мировую войну для тыловых работ. Это способствует появлению нового произведения. В голодном 1922 году домбристка с семьей переезжает ближе к Каспийскому морю. Дина решает ходить по аулам и играть на домбре. Именно в это время появляется кюй «Жігер – Сила».

Известия о талантливой Дине Кенжекызы Нурпеис доходят до Алматы. Одним из тех, кто первым рассказал о ней, был домбрист виртуоз Кали Жантилеуулы. Смагул Кошекбайулы привозит Дину в Алматы. Домбристка очень волновалась, покидая родной аул. Прощаясь сказала: «Не ради себя еду, а чтобы обрадовать аруах-дух Курмангазы собралась я в этот далекий путь». Приглашенная осенью 1937 года в Алматы на смотр искусств, Дина имеет большой успех.

В 1939 году участвует во Всесоюзном конкурсе исполнителей, играющих на народных инструментах в Москве. В Москве Дина завоевывет первое место. По возвращении она продолжает свои выступления, с удовольствием делится тайнами своего мастерства с молодежью.

У нее была привычка перед концертом много раз повторно играть свои кюи. Композитор Ахмет Жубанулы писал: «Учиться, наблюдая за левой рукой домбриста, всегда было трудно. А уследить за правой рукой Дины было почти невозможно». Дина Кенжекызы была великой кюйши. И она была человеком с характером. Обычно молодые домбристы оркестра имени Курмангазы подходили к Дине, которая играла на своей домбре перед зеркалом, и наблюдали за ее игрой из-за спины. Если домбристка была в настроении, то делала вид, что никого не замечает. Но были моменты, когда она выгоняла из комнаты всех до единого.

В 1940 году она сочиняет новый кюй «Той бастар – Начало тоя» и посвящает его двадцатилетию Казахской ССР. У каждого произведения домбристки есть своя история. Очень трогательна история произведения «Көгентүп – Привязка ягнят». Историю появления кюя Дина Кенжекызы рассказала после того, как поэт Жамбыл послал своего сына Алдагерея, чтобы ее пригласить к себе в гости: «В ауле, когда впервые привязывают ягнят в один ряд, дают подарок, который называется көгентүп. У моей свояченицы Кербез были овцы. За ягненками этих овец всегда ходил маленький пастушок, сын табунщика. Когда весной родились ягнята и их привязывали, Кербез по казахскому обычаю должна была отметить меткой одного из ягнят для кого-нибудь из детей аула. Мальчик был молчаливым. Мне рассказывали, что он постоянно поет какую-то грустную песню. Поэтому я посоветовала Кербез отметить ягненка для этого мальчика. Кербез выполнила мою просьбу. Мальчик, наверное, почувствовал, что все случилось не без меня, и сперва пришел поблагодарить меня и только потом Кербез. Я попросила мальчика спеть его песню. Оказывается, песню «Ақ қозы – Белый ягненок» он услышал от недавно умершей матери. В песне поется про ягненка, мать которого утащил волк. Мальчик пел жалостливо, он себя чувствовал ягненком, а был богач, на которого он работает. Тогда и появился кюй «Көгентүп», я ее посвятила этому мальчику».

Два великих человека уважительно относились друг к другу. Часто обменивались шутками. Супруга секретаря Жамбыла Гали Ормана Айтбала сохранила дневник мужа, который написал о жизни поэта, будучи его секретарем. В дневнике описано все, что было за 7 месяцев и 12 дней. Написано и о визите домбристки к 95-летнему поэту: «В дом к Жамбылу приехала Дина.

Дина:

– Соскучилась, вот и приехала.

Жамбыл:

– И я тебя заждался. Как жар птица сияешь, о ком помышляешь?

– О тебе.

– Если бы...! Жалко, не встретилась, когда мне было двадцать пять!

Дина:

– Ты же сам пел: Вернулись ко мне мои двадцать пять, принесли привет золотого солнца опять. Разве не так?!

* Слышала, значит, Динажан. Правда, и я, и ты, мы счастливые люди. В такое время живем, конечно, помолодели. Разве не пришли опять наши двадцать пять?

– Да, Жаке, ты стал красивым джигитом, я красной девицей стала, о чем еще нам теперь мечтать?

* Ладно, Динажан, посмеялись вдоволь, возьми-ка домбру, соскучился по твоим мелодиям.

Пока готовили дастархан, Дина исполнила «Қайран шешем – Моя мать» и «Кішкентай», кюи Курмангазы. Жамбыл обрадовался:

– Дина, ты сама приехала, теперь тебя никуда не отпущу. Закатим пир.

– Ну тогда будет той.

– Да будет той и сбудутся мечты.

Дина вторит:

* Если ты уверен в себе, я как воспитанная девушка, просто промолчу.

Вокруг дастархана послышался громкий смех гостей».

Дина Кенжекызы была человеком общительным. Она дружила с Айманкуль – матерью поэта Абдильды Тажибайулы, Тыныбала – матерью танцовщицы Шары Жиенкулкызы.

Дина Кенжекызы Нурпеис уважали многие, в том числе люди искусства и государственные деятели. Они с ней общались и радовались общению с ней. Однажды домбристка заболела и попала в больницу. Она никак не хотела, чтобы ей делали укол. Тогда врач позвонил известному государственному деятелю Ильясу Омарулы:

– Не знаем что делать, Дина апа отказывается от уколов, говорит не хочу, чтобы дырявили мое тело.

Ильяс Омарулы приехал в больницу с супругой Гульшат. Поздоровавшись с домбристкой, спросил:

– Почему так противитесь лечению уколами, как вы вылечитесь, если не будете разрешать делать уколы?

Дина очень уважала Ильяса Омарулы и сказала:

– А, ладно, раз ты говоришь, согласна. Сам-то зачем пришел?

Чтобы поднять настроение домбристке, Ильяс Омарулы сказал:

– Пришел посоветоваться, хочу новую жену. Что скажете?

Дина Кенжекызы показно насупилась:

– Вот тебе новая жена! – показала она кулак.

В свои восемьдесять лет, в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Дина сочиняет кюй «Ананың бұйрығы – Наказ матери». Провожает на фронт своего сына. В 1944 году участвует в декаде музыки Казахстана и Цетральной Азии, где имеет огромный успех. Когда ей исполняется 85 лет, сочиняет новое музыкальное произведение «Жеңіс – Победа».

Дина Нурпеис является автором многих кюйев, таких как: «Ана аманаты – Наказ матери», «Әсемқоңыр – Смуглая красавица», «Байжұма – Байжума», «Бозшолак – серый конь», «Бұлбұл – Соловей», «Делегат», «Домалатпай», «Еңбек Ері – Герой труда», «Жеңіс – Победа», «Жігер – Сила», «Кербез – Кокетка», «Көгентүп», «Көкөніс», «Кішкентай – Маленький», «Қарақасқа ат», «Қосалқа – Две диадемы», «Меңдіқара», «Науысқы», «Он алтыншы жыл – 1916 год», «Өттің дәурен – Все прошло», «Партия туралы күй – Кюй о партии», «Сауыншы – доярка», «Сегізінші март – Восьмое марта», «Сталин», «Тойбастар – Начинание тоя», «Шынар – Чинара» и др. Дважды была награждена орденом Красного знамени и медалями.

Великая домбристка Дина Кенжекызы до последних дней бодрствовала. Балжан Журынбайкызы, внучка домбристки, рассказала о ее последних минутах журналисту Латифолле Капашеву: «Моя бабушка всегда была в силе и память была отменной. Она была высокой, редко хворала. Была очень предана своему искусству. Перед кончиной, минут за 5-10, она попросила подать ей домбру, взяла в руки, провела несколько раз пальцами по струнам и сказала тихо: «Тело и душа, которые шли рядом 94 года, не хотят расставаться». Это были ее последние слова.

Так Дина Нурпеис многие годы, лелеявшая красивыми мелодиями свой родной народ, навсегда закрыла глаза. «Настоящий казах – это домбра», так говорят в народе, а значит родная страна не забудет свою великую дочь.

Бердалы ОСПАН, культуролог

qazaquni.kz