140 МЛРД. ДОЛЛАРОВ ИЗ КАЗАХСТАНА – В ОФФШОРАХ!

slide1 Нельзя допускать увода государственных средств в оффшоры. Который раз эту проблему в последние годы поднимала фракция ДПК «Ак жол» в своих депутатских запросах, но оффшорный воз и ныне там – за рубежом. Вот и в этом году 11 мая депутат мажилиса Азат Перуашев призвал правительство разработать законодательные барьеры для недопущения утечки государственных средств в оффшорные зоны в связи с обнародованием «панамских документов», в которых фигурируют и казахстанские чиновники. В связи с этим Перуашев призвал правительство рассмотреть вопрос о разработке и внесении в парламент законопроекта «О регулировании деятельности, осуществляемой через оффшорные зоны». «По некоторым данным (список) состоит из 265 физлиц, восьми компаний, семи посредников и 243 юридических адресов. Основная часть списка состоит из представителей частного бизнеса», – сообщил депутат. Когда оффшорные средства вернут в Казахстан? И после выступления Перуашева вроде «процесс пошел»: в Министерстве финансов анализируют наличие фамилий казахстанцев в скандальном списке оффшоров. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz сообщил Жамбыл Сураганов, официальный представитель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК. «Информацией мы владеем. В настоящее время проводится аналитическая работа, сопоставляется с базами данных. По результатам работы будут приняты соответствующие решения. Мы в курсе, мы работаем над этим», – сказал Сураганов. Оффшоры несут явное противоречие – с признанием честного бизнеса, который присутствует среди коррупционной волны, простить воровство и коррупционно нажитое состояние многих богачей. Конечно, будут ограничения в применении акции по ряду уголовных преступлений, но основная масса зарубежного капитала будет «чистой» перед законом, потому что фоном будет не Уголовный или Административный кодекс РК. К тому же нет специального закона регулирования деятельности, осуществляемой через оффшорные зоны. В связи с этим явным противоречием необходимо на государственном уровне проработать важную для всех проблему – искоренение коррупции на фоне борьбы за возврат оффшорных средств на родину. Например, в 2014 году отток капиталов из Казахстана в оффшорные зоны за последние десять лет составил более 140 млрд долларов, о чем сообщала пресс-служба Генеральной прокуратуры Казахстана по итогам очередного заседания Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Действительно, давно назрела разработка законопроекта «О регулировании деятельности, осуществляемой через оффшорные зоны». Возможный возврат капитала выдвигает решение ряда проблем: коррупции, которая не дает развитию производства, социализации финансовой политики, ее прозрачности и ужесточения, создании выгодных условий для наших инвесторов, поддержки отечественного банкира зарабатывать на социально значимых проектах и т.д. Возврат капитала не достигнет результатов, если не будет реальной борьбы с основой появления незаконного капитала – с коррупцией, для чего нужен новый закон о коррупции. Фракция ДПК «Ак жол» не раз предлагала провести деоффшоризацию казахстанской экономики и отменить принцип банковской тайны в отношении зарубежных банковских счетов членов правительства и руководителей национальных компаний и госпредприятий. И правительство в свое время положительно рассмотрело депутатский запрос Перуашева: «Вопрос законодательного урегулирования деятельности, осуществляемой через оффшорные зоны, будет проработан в рамках комплекса мер по деоффшоризации экономики». Однако поток фамилий казахстанцев в скандальном списке оффшоров не иссякает. Действительно, оффшорные зоны не подпадают под «законный пресс» страны. А для должностных лиц государственных органов, руководителей национальных компаний и госпредприятий не предусмотрены никакие ограничения на наличие зарубежных счетов и активов. В этом плане вполне лояльны и законы «О противодействии коррупции» и «О государственной службе». Богатые тоже плачут Как заявил Азат Перуашев, «Панамский скандал» снова показал актуальность срочной разработки и реализации подобных мер. (…) По нашему мнению, необходимо не дожидаться бегства очередных чиновников и олигархов, а создавать законодательные условия, исключающие такие тенденции». Коррупция, непотизм, кумовство подтачивают систему государственного управления, исключают или мешают социальному лифту. Не секрет, что во многих министерствах и ведомствах сидит «зеленая» и «золотая» молодежь – дети «элиты», порой без необходимого опыта работы и знаний. Крупные коррупционные скандалы вокруг ЭКСПО-2017, в правоохранительных органах, таможне, акиматах, министерствах и ведомствах, хищения государственных средств в особо крупных размерах наносят непоправимый ущерб не только экономике, но и представляют прямую угрозу для безопасности республики. В свое время «экспроприация» денег в Кипре дала реальный знак: если вы храните свои капиталы за рубежом и желаете их скрыть, то это вам не удастся. А со временем дело дойдет и до ваших банков, отелей, недвижимости, предприятий, если они приобретены на нелегальные деньги.  Государство должно сделать все, чтобы их вернуть в наш бюджет: легализация дала бы возможность нашим богачам открыть в нашей республике отели, курорты, банки, заводы. Несомненно, среди зарубежного капитала есть средства, честно заработанные бизнесом, и Казахстан должен защитить своих граждан от грабежа в «демократических» странах. Конечно, о возврате средств в бюджет страны сказано сильно: все-таки зарубежные состояния наших граждан – не обязательно бюджетные деньги (хотя часть уведена из государственного бюджета), но при их вливании в экономику страны в виде инвестиций будет ощутимая поддержка для бюджета. С точки зрения западной правовой системы «внелегальный» звучит как «криминальный» со всеми вытекающими последствиями. Ныне добрались и до святая святых в банковской деятельности – до тайны банковских вкладов. Например, международное давление на Швейцарию усиливается, и власти страны требуют от банков прекратить работу с подозрительными вкладчиками. Надо понимать, что новые правила игры, которые проявились в Кипре, Швейцарии, Панаме и т.д., это не временная акция, они незаметно распространяются и в других странах. И банковская, оффшорная и др. конъюнктура быстро среагирует в контексте действий Запада против РФ, в известной мере и против РК, чтобы проглотить «мелкие рыбешки в мутной воде». Кстати, в Кипре в основном пострадали вкладчики из России, а также из нашей республики. Нужна местная «оффшорная» зона В такой критической ситуации пришло время думать для наших «денежных мешков» о своих «кровно заработанных» миллионах и миллиардах. Ведь многие богатства наших «Рокфеллеров» находятся не в Казахстане, а за границей, которые со временем могут пострадать в известной мере из-за санкций Запада, двойных стандартов, борьбы с оффшорными зонами, уводами от налогов, международной тенденцией замораживания банковских счетов сомнительного происхождения и т.д. К тому же экономические меры Запада против России коснулись и Казахстан где-то напрямую, где-то опосредовано – все-таки мы нахо­димся в одном таможенном и экономическом пространстве. Конечно, также нельзя не замечать меняющуюся глобальную финансовую и геополитическую обстановку в мире. Иными словами, вся нынешняя мировая финансовая ситуация говорит о том, чтобы возвращать зарубежные денежные средства, активы казахстанцев в Казахстан. Не секрет, что многие из них – незаконны. Однако Казахстан заинтересован в том, чтобы как можно больше денег обслуживало экономику страны, а не зарубежную, не говоря о том, что это дополнительные инвестиции. Развитие разнообразного производства – основа выхода из банковского, оффшорного, экономического, национального и духовного тупика. Ведь мы мало что производим,  и наш экспорт составляет мизер, мы только все покупаем, а значит, деньги уходят из страны в очень большом количестве. Нам нужно развивать производство, которое сократит утечку финансов за рубеж. Пока мы сами не начнем развивать свой малый и средний бизнес, производить элементарную продукцию, наш внешний долг будет только увеличиваться. Несомненно, позитивную роль сыграл бы реально работающий местный «оффшор» в виде регионального финансового центра в Алматы. Для этого есть немало причин. Принят закон «О региональном финансовом центре города Алматы», есть соответствующие структуры. Алматы утвержден как финансовый центр Евразийского экономического союза, является финансовым центром внутри страны – много банков и финансовых учреждений, занимал в 2015 г. 49 место среди 82 международных финансовых центров (в 2014 г. – 43 место). Здесь расположены Национальный банк РК, РГП «Банкнотная фабрика Национального банка РК». Это самый крупный мегаполис с развитой инфраструктурой, с развитой основой для проектов, с многочисленными отечественными и зарубежными компаниями. Необходимо учитывать экономические возможности – финансовый центр должен создаваться для развития и диверсификации экономики. Алматы остается главным донором бюджета страны. Например, мегаполис обеспечивал пятую часть ВВП страны и приносил в казну 25% всех доходов государственного бюджета. Так, в 2014 г. в госбюджет поступило 1 429,1 млрд тенге налогов и других обязательных платежей. В 2015 г. по итогам первого полугодия в условиях небывалого кризиса доля налоговых поступлений от города Алматы в госбюджет превысила 33% и составила 629,1 млрд тенге. Одна треть доходов госбюджета – это весомый аргумент как показатель экономического потенциала в период падения цен на сырье. Это весомый аргумент и для развития местной «оффшорной» зоны.  

Дастан ЕЛДЕС

qazaquni.kz