Кто отвечает за обеспечение ликвидности?

IMG_0552 Кто отвечает за обеспечение ликвидности в национальной валюте, если Нацбанк как регулятор финансового рынка заявляет, что это не входит в его компетенцию? С таким вопросом обратился Азат Перуашев к руководству Нацбанка и министерства нацэкономики. «В мае 2014 г. в рамках Закона по вопросам разрешительной системы были приняты поправки в Налоговый кодекс, создающие очередные льготы для БВУ. Теперь доходом банка не признается отрицательная разница между стоимостью права требования по кредиту (займу) и стоимостью требования по кредиту, подлежащей получению от должника, в случае уступки их специальной организации по улучшению качества кредитных портфелей БВУ. Эти нормы дополнили ранее предоставленные льготы банкам в части освобождения от обложения корпоративным подоходным налогом сумм провизий, ранее отнесенных на вычеты, по проблемным кредитам», - говорится в депутатском запросе. В Отчёте Правительства об исполнении бюджета за 2014 г. было заявлено, что данные новшества позволят значительно снизить долю неработающих кредитов. Итогом данных мер должно было стать снижение доли неработающих кредитов в банках второго уровня к 1 января 2015 г. до 15% и 1 января 2016 г. до 10%. Между тем, как отметил А.Перуашев, по данным СМИ, на сегодняшний день этот показатель составляет более 23% (http://kapital.kz/finance/40710/mvf-sokracshenie-doli-problemnyh-kreditov-zasluga-nacbanka-rk.html), в связи с чем руководитель демократической партии констатировал, что задача по снижению доли неработающих кредитов до заявленных 15% осталась невыполненной. В настоящее время Мажилис принял в работу новый проект закона по вопросам неработающих кредитов, также направленный на решение тех же задач, которые ставились в 2014 году. Депутат напомнил и о прямой финансовой помощи банкам, оказываемой с 2008-2009 гг. «Однако ситуация по-прежнему остаётся тяжёлой, а участие банков в формировании доходов бюджета составляет менее 1%», - добавил Перуашев. В «Ак жоле» считают, что предприниматели, работающие в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг, торговле, приносят гораздо большую пользу экономике, чем банки, получающие доходы по процентам, налоговые льготы и к тому же прямую финансовую помощь государства. Поэтому предлагаемые новые льготы БВУ усиливают дисбаланс, противоречащий программе индустриализации и должны сопровождаться адекватной поддержкой реального сектора. При этом в стране по-прежнему не решены вопросы обеспечения тенговой ликвидности, кредитование в национальной валюте сведено к минимуму, то есть и со своей основной ролью - обеспечивать экономику финансами - банки также не справляются. В этой связи депутаты фракции просят руководство Нацбанка и министерства нацэкономики предоставить информацию по следующим вопросам: - Какой госорган несёт ответственность за невыполнение параметров снижения доли неработающих кредитов, ожидавшихся от внесения поправок в налоговое законодательство в 2014 г.? - Учитывая, что недавно в ходе дискуссии в Парламенте председатель Нацбанка заявил, что обеспечение ликвидности в национальной валюте не входит в компетенцию этого органа, кто из госорганов ответственен за решение данного вопроса, если функции регулятора финансового рынка возложены на сам Нацбанк? - До каких пределов снижения налогообложения для банков готово дойти государство при существующих тенденциях? До полного освобождения от налогов? И не стимулирует ли подобная практика искусственного поддержания банков за счёт налогоплательщиков из реального сектора экономики к повторению прежних ошибок и закреплению неконкурентоспособности отечественных БВУ даже на внутреннем рынке?

Пресс-служба ДПК «Ак жол», 1 июля 2015 года