Представители оппозиции в мажилисе хотят повысить свой статус

Aq jol 1

ПРАВО ИМЕЮ... 

  На текущей неделе депутаты фракции «Ак жола» направили правительству законопроект «О парламентской оппозиции». Инициатива интересна тем, что в Казахстане уже не раз обсуждалась идея принятия закона об оппозиции, который позволит на законодательном уровне гарантировать политическую многопартийность в стране. И возможно, усилить как гражданский контроль над госорганами, так и поднять ответственность чиновников. Но пока речь идет только о парламентской оппозиции. Прежде всего, законопроект, предложенный «Ак жолом», наделил оппонентов правительства рядом прав, которые станут обязательными к соблюдению. К примеру, они могут претендовать на пост «заместителя председателя мажилиса, а также двух председателей комитетов». Мера справедливая и отвечает духу толерантности, витающему в парламентах других стран. В то время как другое предложение - выдвигать из оппонентов «заместителей министров социального и экономического блока» -спорное. Какая же это оппозиция, если ее представители имеют места в правительстве? С другой стороны, кабинет министров становится коалиционным, т.е. он формируется из нескольких партий. А потому стоит определиться, о ком идет речь в будущем законе: об оппозиции или «партиях-партнерах». В проекте «Ак жола» есть и другие инициативы, способные повлиять на жизнь Парламента, правительства и страны. Законопроект дает право оппозиции «инициировать парламентские слушания и расследования по вопросам соблюдения гражданских свобод, расследования обстоятельств, связанных с масштабными чрезвычайными ситуациями». Документ также закрепляет право «на получение любой информации от государственных органов, а также на свободный доступ ко всем должностным лицам и на все объекты». Такие меры должны усилить контрольные функции парламентариев. В целом инициатива отвечает духу выступления Главы государства Нурсултана Назарбаева, в котором он призывал казахстанцев занимать активную гражданскую позицию. В том числе в вопросе борьбы с коррупцией и ходе реализации стратегических правительственных программ. В этом смысле появление законопроекта о парламентской оппозиции в мажилисе, по мнению политолога Эдуарда Полетаева, явление закономерное и выдержанное в духе времени. «Это один из этапов развития политической системы Казахстана, который связан с многопартийностью в нашем Парламенте», - говорит Эдуард Полетаев. Эксперт напоминает, что еще в 2007 году в стране прошли политические реформы, в ходе которых мажилис получил дополнительные полномочия. Но самое главное - тогда был принят закон, исключающий появление однопартийного Парламента. В случае если только одна партия сможет преодолеть проходной барьер (получить более 7 процентов голосов. - Ред.), в состав мажилиса автоматически проходит вторая партия, набравшее простое большинство голосов. Тем самым многопартийный мажилис гарантируется. Как считает политолог, инициатива «Ак жола» - поступательный этап развития плюрализма. С юридической точки зрения законопроект оговаривает полномочия и статус парламентской оппозиции, а де-факто - не дает голосу меньшинства раствориться в хоре большинства. Создает условия для того, чтобы малочисленные фракции могли оказывать влияние на жизнь мажилиса. Кстати, парламентскую оппозицию законопроект определяет как депутатскую фракцию «открыто оппонирующих политике парламентского большинства и действующего правительства». Обяжет ли законопроект считаться с оппозицией в мажилисе? «Представители «Hyp Отана» и так считаются со своими оппонентами в Парламенте. Поскольку те партии, которые у нас принято считать оппозиционными, достаточно много инициатив предложили за время своего присутствия в мажилисе. И безусловно, предложения учитывались», - считает политолог. К слову, обратим внимание на то, что президент страны Нурсултан Назарбаев, выступая на XV съезде партии «Hyp Отан", высоко оцепил работу КНПК и «Ак жола» в мажилисе. «Особо хочу отметить активную и плодотворную работу парламентских фракций партии «Ак жол» и КНПК, которые высказывают свое мнение, занимают свою позицию в принципиальных вопросах и становятся на сторону простого народа», - отметил в октябре 2013 года Глава государства. Кроме выражения мнения партией «Ак жол», по словам Азата Перуашева, в 2013 году было направлено в правительство около 60 запросов. Но далеко не на все из них получен откровенный ответ, нередко приходилось сталкиваться с формализмом. Так, в минувшую среду лидер парламентской фракции «Ак жола» напомнил о нарушениях при распределении квартир в АО «Жилстройсбербанк», о чем фракция «Ак жола» поставила в известность правительство. «Поднимавшиеся проблемы начали решаться только после вмешательства Главы государства, а оценку деятельности банка правительство дало только вчера. То есть через 11 месяцев после обращения по этому вопросу», - сказал Перуашев. Надо полагать, что предлагаемый законопроект исключит такого рода инциденты в будущем и в правительстве станут ответственно подходить к депутатским запросам своих оппонентов. Потенциал законопроекта не ограничивается только наделением особым статусом парламентской оппозиции. К примеру, в Казахстане не раз говорили о востребованности конструктивной оппозиции, которая ведет себя крайне прагматично, избегает кризисов и с большим удовольствием занимается решением текущих проблем. К сожалению, декретом такую оппозицию не введешь, для ее появления необходимы особые условия. В целом, по словам Полетаева, предлагаемый «Ак жолом» законопроект создает для этого почву. С другой стороны, тот факт, что речь идет о парламентской оппозиции, говорит о том, что она уже является системной, стоит на конструктивных позициях. По крайней мере, участвуя в парламентских выборах и даже победив на них, она не ставит под сомнение действующие политические институты. И уж тем более не предлагает начинать все с чистого листа. Вместо этого оппоненты правительства заняты больше проблемой совершенствования и модернизации. Кстати, памятуя о прошлом, отметим, что наряду с конструктивной оппозицией в стране также говорили о профессиональном парламенте, который своей работой сможет усилить конкурентоспособность Казахстана. Будет ли способствовать предложенный законопроект этой цели? Как говорит Эдуард Полетаев, отечественные депутаты не были оригинальными. Дело в том, что аналогичный законопроект в свое время рассматривался в Кыргызстане. Однако вопрос, касающийся того, как законопроект повлияет на качество работы законодательной ветви власти, остается открытым. «Многое зависит не только от законопроекта, но и от профессионализма самих депутатов, - говорит Полетаев. - И здесь не все так просто. С одной стороны, по оценкам экспертов, Казахстан в законодательной сфере опережает другие страны СНГ, с другой - мы видели, как в прошлом году в Казахстане принималась пенсионная реформа». В общем, как и всегда: «Кадры решают все!». В целом, по мнению эксперта, законопроект носит имиджевый характер. «Я не думаю, что законопроект о парламентской оппозиции это то, что в данный момент больше всего ждут простые граждане», - говорит Полетаев. Перипетии парламентской жизни казахстанцам трудно понять, в то время как есть более актуальные вопросы социально-экономического характера, которые касаются едва ли не каждого. Но поскольку речь зашла об имидже, отметим, что проект закона обещает снизить репутационные риски для нашей страны. Уже само упоминание «парламентской оппозиции» будет приятно для слуха тех, кто радеет за демократические преобразования в Казахстане. Тем более что, как говорится в сообщении для СМИ, данный законопроект получил положительное заключение экспертов Бюро по развитию демократии и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) за № 120/03/2012 от 28 марта 2013 года. Будет принят законопроект или так и останется мечтой депутатов-оппозиционеров - неизвестно. Мажилис в этом смысле не отличается предсказуемостью. Мы видели, как в Парламенте в сжатое время принимали спорные документы, в то же время в его стенах годами томились законопроекты. Но, по крайней мере, у двух неправящих партий - «Ак жол» и Коммунистической народной партии Казахстана - будет возможность на пленарках напомнить членам правительства о документе.

Марат Мамаев

Литер (Алматы), № 6 (2403), 17.01.2014