Атеизм как средство борьбы против терроризма?..

     В последние годы в стране остро стоит проблема по про­фи­лактике и противо­действию ре­лигиозному экстремизму и тер­роризму. Этому вопросу были посвя­щены многочисленные го­сударственные мероприя­тия, круглые столы с им из ключевых пунктов в повестке дня II Форума рели­гиоведов Казахстана 15 ноября в Астане была эта проблема.  Атеизм как основа науки В этом отношении у нас есть возможность сравнить с совет­ским периодом. Несмотря на идеологический и политический диктат Кремля, в казахском об­ществе единства вроде было нам­ного больше, чем сейчас. По край­ней мере, не было социаль­ного и религиозного противо­стоя­ния, не говоря о терро­рис­тической угрозе и «войне» «ис­ламистов» с правоохранитель­ными органами. Иными словами, при атеизме было больше ста­биль­ности, единства, ясности целей общества, цельности науч­ного прогресса, науки, образо­ва­ния и атеизма. Хотя в советское время читали намаз и соблюдали оразу в ос­новном люди пожилого возраста, казахи не забывали, что они му­сульмане и приверженцы одной веры, одной степной религиоз­ной традиции. Да, было мало мечетей (и церквей), да, было мно­го атеистов, однако откры­того запрета «поиска Бога» не было. В любом случае во времена советского атеизма не было та­кого религиозного антагонизма, что наблюдаем ныне. Необхо­ди­мо отметить, что степная тради­ция в течение веков отличалась отсутствием фанатизма, толе­рантностью к нерелигиозным воззрениям, свободе взглядов, терпимостью к доисламской куль­туре и религиозным воз­зре­ниям, в частности к тенгрианству. Как объяснить, что с ростом религиозности среди населения страны наблюдается несом­нен­ный спад нравственных устоев, ценностей института семьи, распространения проституции (даже идут разговоры о легали­зации), торговли людьми, роста преступности, «терактов» с рели­гиозной окраской, небывалой коррупции? Ведь в советское время на государственном уров­не создавались всевозможные условия для развития способ­ностей человека, для формиро­вания всесторонне развитой лич­ности, а нравственность и се­мей­ные ценности не были пустыми лозунгами – были одними из главных составляющих идеоло­гии и политики государства. Образование и наука СССР занимали одно из ведущих по­зиций в мире. С давних пор из­вестна связь развития науки, образования, производства с атеизмом. Конечно, и среди уче­ных встречаются верующие люди, однако их религиозные представления остаются за по­рогом их лабораторий и иссле­дований. Само понятие «атеизм» трак­туется по-разному – от прогрес­сивного до ругательного зна­чения. В понятие «религиозность» также вкладывается в разных странах различное содержание, и нередко религиозные пред­став­ления и институты соседствуют с явлениями и тенденциями, не­совместимыми с религиозностью. В целом эксперты отмечают об­щее падение религиозности по всему миру. Атеистами являются 85% шведов, 80% датчан, 72% норвежцев, 65% японцев, 60% финнов. Иными словами, атеизм при­сущ многим развитым странам, кроме США, где религия и рели­гиозные организации исполь­зуются для политических целей как орудие идеологического и политического дав­ления, в том числе за рубежом. Базой для раз­витой экономики большинства стран яв­ляется высокий уровень развития об­ра­зования и науки на основе атеизма. Отри­цательная корреляция между IQ и рели­гиоз­ностью также была выяв­лена в ряде иссле­дований, в которых отмечена и следующая особен­ность: чем выше уровень обра­зования респондентов, тем мень­ше среди них верующих. И, наоборот, в большинстве стран с высокой степенью религиоз­нос­ти наблюдается низ­кий уровень раз­вития экономики, образо­ва­ния, науки. В этом плане показа­телен опыт африкан­ских стран. Идеологический винегрет с религиозным соусом К сожалению, в годы неза­ви­симости в Казахстане усилилось разделение общества по раз­личным признакам: религиоз­ным, сословным, языковым, по­литическим и т.д. У нас нет еди­ной идеологии, которая объеди­нила бы весь народ, как в совет­ское время. Усиление религиозности в стране стало заметно влиять на общественную жизнь, на госу­дарственную политику. Пяти­крат­ные намазы буквально при­водили к параличу отдельные административные структуры. Сторонники религиозных сект и течений появились в системе об­разования, бизнеса и даже среди государственных служа­щих. Уже раздаются голоса: зачем мусуль­манам изобразительное, музы­кальное искусство или балет, мол, это запрещено исламом, что светское общество – это безбож­ное общество и т.п. Большинство религиозных ор­ганизаций и сект отрицательно относятся к науке, к высшему образованию. Нередко адептам разрешается читать только «их литературу». Это обстоятельство является одним из причин паде­ния уровня школьного и вузов­ского образования. Самое прискорбное в этой ситуации заключается в том, что все негативное в духовной сфере, негативное отношение к Казах­стану и его народу, как губка, впитывает молодежь, нередко даже дети. С малых лет в неокреп­шее сознание вкладывается ре­ли­гиозная картина мира в ущерб научной. Недаром в казахстан­ских «террористах» – в основном молодежь. Дело дошло до того, что в светских школах Казахстана вводится обязательный предмет «Основы религиоведения»! Хотя в светском государстве в школах должны давать светское образо­вание, научные представления о мире, научный атеизм. В соответствии с Кон­сти­ту­цией Казахстан является свет­ским государством, в котором религия отделена от государства. Это положение Основного зако­на должно определять государ­ственную политику в области религиозных отношений, в об­ласти среднего и высшего обра­зования, развития науки, госу­дарственной идеологии. У нас же на государственном уровне отмечают религиозные праздники, для которых выде­ляют­ся выходные дни, официаль­ные лица участвуют в рели­гиоз­ных съездах, мероприятиях, при открытии религиозных соору­жений, с помощью зарубежных государств или организаций строи­лись мечети, церкви, сина­гоги, храмы, за рубежом гото­вились священнослужители или приезжали многочисленные мис­сионеры и т.д. Т.е. на государ­ственном уровне поддержива­лось развитие и усиление рели­гиозности населения. В 90-ые годы осуществлялся свободный выезд наших молодых людей в страны Ближнего Вос­тока, Пакистан, Афганистан, Египет, Турцию, где им приви­вались идеи, чуждые традицион­ной для казахов форме ислама, нередко и радикальные, экстре­мистские идеи, образ жизни, от­личный от казахского. У их адеп­тов изменился стиль одежды, внешность, изменилось и миро­воззрение, мировосприятие. Политика «открытых дверей» позволила зайти большому коли­честву религиозных организаций и сект, в результате чего образо­вался настоящий религиозный «винегрет». В одном исламе бо­лее 40 течений, которые нередко враждебно относятся друг к другу и в них много радикальных на­правлений, не говоря о межкон­фессиональных трениях и прозе­литизме. Естественно, адепты разных течений считают только себя настоящими правоверными, представителями «чистого» ис­лама. Такой враждебности и нетерпимости не было в истории казахов – это черта, привне­сен­ная в годы независимости на волне религиозного «возрож­де­ния». В Казахстане немало мечетей построено на деньги Саудовской Аравии и других арабских стран, во главе которых имамы, полу­чивших там религиозное обра­зование, поэтому закономерно появление у нас салафитов, в том числе и в государственных струк­турах. То, что традиционно у ара­бов, в том числе верование, язык, одежда, обычаи, не может быть таковым и в наших степях, в том числе и т.н. «чистый ислам», од­нако у нас это уже распростра­няется. Религия и национальная безопасность Наплыв религиозных сект при­нес не только религиозный «винегрет» в умы верующих. Через них появилась возмож­ность влиять из-за рубежа на ре­лигиозную, общественную жизнь страны. К тому же это один из каналов проникновения агентов зарубежных спецслужб или по­лучения через своих миссионер­ов необходимой информации о стране. Эта древняя практика шпионажа: под видом миссио­нерской деятельности в Мон­гольскую империю проникли Плано Карпини, Гильом Рубрук и другие и оставили свои об­ширные наблюдения в виде книг. Астана неоднократно заявляла о том, что международные тер­рористические организации пы­таются создать на территории Ка­захстана базы по подготовке боевиков для проведения под­рывной работы не только в рес­публике, но и в соседних странах. Некоторые из таких баз были лик­видированы местными спец­службами в Южно-Казахстан­ской области. Идеологической базой являются религиозные воззрения. В 1998 году США приняли закон «О международной сво­боде вероисповедания», позво­ляющий американцам вмеши­ваться(!) во внутренние дела любых государств, где понятие свободы совести несколько от­личается от американского. Власти США не скрывают, что рассматривают религию исклю­чительно как один из инстру­ментов давления в своей внешней политике. Поэтому многие секты в Казахстане имеют амери­кан­ское происхождение. Мировые игроки нередко ис­пользуют для своих целей рели­гиоз­ный антагонизм в других странах, деструктивные рели­гиоз­ные организации. В част­ности, руководство светского Египта свергнуто руками ислам­ских фун­даменталистов. Рели­гиозные ор­га­низации использо­вались в вой­не в Ливии и в других странах. Практика «открытых дверей» для религиозных организаций в течение 20 лет показала пагуб­ность такой политики. Пришло время ориентироваться на Кон­ституцию страны с опорой на атеизм и светский характер госу­дарства. Или мы сохраним свой традиционный ислам с элемен­тами тенгрианства, или же страна окажется разделенной на «ос­тров­ки» сторонников различных исламских течений, а также сект различного происхождения, ко­торые могут быть использованы в своих целях мировыми держа­вами. Дастан ЕЛЬДЕСОВ d.eldesov@mail.ru