В КАЗАХСТАНЕ НЕ БЫЛО И НЕТ НИКАКИХ ИНЫХ ЗЕМЕЛЬ, КРОМЕ КАЗАХСКИХ

От редакции. В прошлом номере нашей газеты (№31, 19.08-26.08.2009 г.) мы дали перепечатку комментариев нашего постоянного автора – Жасарала Куанышалина с сайта «Азаттық» под заголовком «Отповедь клеветнику», который вызвал широкий резонанс среди читателей и пожелания продолжать перепечатки наиболее значимых в общественно-политическом плане материалов из интернета. Выполняя эти пожелания, мы решили превратить рубрику «Дайджест» в постоянную и сегодня предлагаем вашему вниманию комментарии того же автора с сайта Zonakz.net к публикации Талгата Исмагамбетова «Жизнь под крылом империй: география расселения народов». Никто и никогда не преподносил казахам никаких земель «в тарелочке с голубой каемочкой». Такое бывает только в сказках, сочиненных, понятное дело, с определенной целью определенными авторами, представляющими определенные политику и идеологию. Скажем, для принижения или вовсе для сведения на нет роли наших героических предков в защите, отстаивании и сохранении для потомков своих земель, одновременно возвышая роль других народов или стран в качест отчас выдать необходимые ссылки. Кроме того, почитай труды Макаша Татимова. В целом же в период наибольшей «цельности» в 16-18 веках (вспомни, когда два века столицей Казахского ханства был Ташкент с сопредельными территориями, когда Самаркандом правил великий Жалантос-бахадур, ханом миллиона казахов, узбеков, каракалпаков на территории современных Самаркандской, Навоийской и Джизакской областей Узбекистана был его отец Сейиткул, кстати, из рода торткара Младшего жуза, и т.д.) общая территория Казахстана по этим источникам составляла 4,2 миллиона квадратных километров. Иначе говоря, за пределами нынешнего Казахстана (2,7 миллиона кв. км.), по периметру его границ на севере, западе, востоке и юге (в России, Китае и Узбекистане), сейчас простираются 1,5 миллиона кв.км казахских земель, на коих и живет подавляющее большинство из 5 миллионов «зарубежных» казахов - не ДИАСПОРА, а ИРРЕДЕНТА, т.е. часть народа, живущая не на чужой земле, а на своих исконных землях, но по тем или иным причинам отошедших в составы других государств. Говорю же я обо всем этом, разумеется, не с целью «оспаривания» данных территорий у соседних государств, а лишь в порядке констатации и корректировки фактов в русле поднятой тобой темы. А также для того, чтобы посоветовать - берясь за освещение серьезной темы, надо стараться как можно глубже, всестороннее и доскональнее изучить ее. А это - элементарное требование ко всякому труду, включая сюда и историческое исследование. Что касается ногайцев… Безусловно правы те, кто говорит, что казахи и ногайцы – это две части одного народа. Так было в «ноғайлы заманы» - «ногайскую эпоху», когда зачастую казахские рода могли запросто перейти на «ногайскую сторону», а ногайские – наоборот, и это проходило совершенно незаметно. Современные же, очень незначительные, различия в языке, быту, обычаях, традициях и т.д., – это результат позднейших влияний соседних народов, испытанных прежде всего ногайцами, оказавшимися в меньшинстве среди северокавказских этносов вследствие уничтожения руками Суворова Ногайского государства. А то, что сотворил Суворов с ногайцами – это геноцид чистейшей воды, который по своим последствиям, можно сказать, превзошел даже китайский геноцид над джунгарами. Почему я так говорю? Да потому, что часть джунгар – калмыки (русская транскрипция казахского «қалмақ» - остаток), как бы то ни было, сохранилась в виде Калмыцкого ханства и в дальнейшем – нынешней Республики Калмыкия в составе РФ, в то время как после практически одномоментного уничтожения войсками Суворова 600 тысяч ногайцев этот народ никогда более не имел и не имеет своего государственного образования! И, к сожалению, данный факт, в отличие от джунгарской истории, до сих пор остается практически не только неоцененным, но и неизвестным как широкой общественности в рамках бывшего СССР, так и, даже, научным кругам. Возникает вопрос – почему? Да потому, что мы все вышли из «советской шинели», а в советской политике, идеологии и историографии, фактически являвшихся российскими и охотно муссировавших тему геноцида джунгар со стороны Китая, существовало «неписаное правило» полного замалчивания (заговор молчания) темы геноцида ногайцев со стороны России. И такое положение сохраняется по сей день в силу тех же причин – неимения ногайцами своего хотя бы даже автономного округа и пребывания этого народа полностью в составе России. Что касается ногайцев… Безусловно правы те, кто говорит, что казахи и ногайцы – это практически две части одного народа. Так было в «ноғайлы заманы» - «ногайскую эпоху», когда зачастую казахские рода могли запросто перейти на «ногайскую сторону», а ногайские – наоборот, и это проходило совершенно незаметно. Современные же, очень незначительные, различия в языке, быту, обычаях, традициях и т.д., – это результат позднейших влияний соседних народов, испытанных прежде всего ногайцами, оказавшимися в меньшинстве среди северокавказских этносов вследствие уничтожения руками Суворова Ногайского государства. А то, что сотворил Суворов с ногайцами – это геноцид чистейшей воды, который по своим последствиям, можно сказать, превзошел даже китайский геноцид над джунгарами. Почему я так говорю? Да потому, что часть джунгар – калмыки (русская транскрипция казахского «қалмақ» - остаток), как бы то ни было, сохранилась в виде Калмыцкого ханства и в дальнейшем – нынешней Республики Калмыкия в составе РФ, в то время как после практически одномоментного уничтожения войсками Суворова 600 тысяч ногайцев этот народ никогда более не имел и не имеет своего государственного образования! И, к сожалению, данный факт, в отличие от джунгарской истории, до сих пор остается практически не только неоцененным, но и неизвестным как широкой общественности в рамках бывшего СССР, так и, даже, научным кругам. Возникает вопрос – почему? Да потому, что мы все вышли из «советской шинели», а в советской политике, идеологии и историографии, фактически являвшихся российскими и охотно муссировавших тему геноцида джунгар со стороны Китая, существовало «неписаное правило» полного замалчивания (заговор молчания) темы геноцида ногайцев со стороны России. И такое положение сохраняется по сей день в силу тех же причин – неимения ногайцами своего хотя бы даже автономного округа и пребывания этого народа полностью в составе России. Переселение уйгур и дунган в Казахстан. 24 февраля 1881г. был заключен Петербургский договор, статья третья которого гласила: «Жителям Илийского края предоставляется право остаться на нынешних местах жительства их в китайском подданстве, или же выселиться в пределы России и принять российское подданство. Они будут опрошены об этом до восстановления китайской власти в Илийском крае. И тем из них, которые пожелают переселиться в Россию, дан будет на это годичный срок со дня передачи края китайским властям. Китайская власть не будет чинить каких-либо препятствий к выселению их и вывозу их движимого имущества». Переселяя уйгурских и дунганских крестьян в Россию, царское правительство преследовало две цели: во-первых, ослабить экономическую базу Китая в Кульдже; во-вторых, использовать переселенцев в качестве военной силы против Китая. Уйгуры, в свою очередь, были заинтересованы в переселении из-за репрессий со стороны китайских властей за участие в восстании. Основную массу уйгуров предполагалось расселить на неорошаемых землях по берегам рек Шелек, Или и Тургень. К концу 1882 г. в Жетысу насчитывалось 5 тыс. уйгурских и дунганских семей. В конце мая здесь обосновалось 6 549 семей переселенцев. Летом 1882 г. в связи с уборочно» страдой переселение временно приостановилось, а осенью возобновилось. Переселение уйгуров в основном завершилось осенью 1882-весной 1883 г. Однако отдельные группы продолжали тянуться на новые места жительства вплоть до начала 1884 г. Всего к этому периоду в Жетысу насчитывалось 9 572 уйгурские семьи с населением 45 373 человек, в Илийском крае осталось 2 665 семей. (http://kazakhstan.awd.kz/theme/t19_2.html ) Казахи никого из диаспор в Казахстане не упрекают их «пришлостью», если только кто-либо вроде Кабирова, Алиевой и прочих уйгурских псевдоученых - сепаратистов и автономистов сами не напрашиваются на это своей непотребной писаниной откровенно провокационного и оскорбительного для казахов характера. Именно поэтому мне пришлось еще в 1993 году в ответ на их статьи в газете «Бірлесу» опубликовать в «Азате» (№2, 4 и 5, поскольку «Бірлесу» под предлогом «моратория» на национальную тематику отказалась ее обнародовать), объемную статью под названием «Осторожно: великоуйгурский шовинизм!». А узбеки в Казахстане (375 тысяч человек) в большинстве своем, также как и подавляющее большинство казахов в Узбекистане (1125 тысяч человек), являются ирредентой. Однако, несмотря на это и в отличие от некоторых представителей уйгурской ДИАСПОРЫ в Казахстане (235 тысяч человек, в Синьцзяне казахов - 1720 тысяч человек), я не слышал, чтобы они, опять-таки как и казахи в Узбекистане, когда-нибудь будировали вопросы сепаратизма и автономизма. Иначе говоря, ирредентность представителей этих двух народов в соседних государствах при необходимости, вот как в данном случае, констатируется лишь как исторический факт, но никак не с целью каких-либо претензий. Ибо существует понимание не только бесполезности, но и опасности подобных претензий между этими братскими народами. Поэтому кое-кому из «горячих голов» из среды уйгурских сепаратистов следовало бы хорошенько подумать об этом, прежде чем браться за бумагу и перо с целью «доказывания» обратного. Я бы посоветовал им прилагать усилия не к беспочвенным и надуманным конфликтам с казахами, тем самым отталкивая их от себя, а к доказыванию кровной необходимости обретения государственной независимости в Синьцзяне, имея при этом в лице казахов верных союзников... Кстати говоря, в 1993 году я преподавал казахскую литературу на русско-уйгурском отделении КазПи им.Абая, и мои студенты, когда я сказал им о том, что собираюсь опубликовать вышеупомянутую свою статью, попросили меня помочь опубликовать их письмо тоже. Выполняя их просьбу, я просто включил его в конце своей статьи. Вот оно, это письмо: добиться авторы? Раз ваша газета очень демократичная (я в этом убедился после этой статьи), то хочу высказать все, что думаю по этому поводу. Возвращаясь к вопросу, чего добиваются авторы, лично я говорю: подобные мнения в первую очередь могут привести к розни между народами, в данном случае уйгуры и казахи. Просто немыслимо: неужели авторы статьи не знают нынешнее положение своего народа, где его исконная родина и что необходимо делать, чтобы избежать гибели этого народа? Что мы сейчас как никто среди тюрков нуждаемся в помощи, поддержке и единстве? Они приводят исторические данные. Допустим, что все это правда. Ну и что? Теперь выходит и монголы, и тувинцы должны освободить “наши” земли? Может, это такая “дальновидность” авторов: в случае, если с нашей родиной, Восточным Туркестаном, ничего не получится и мы ее потеряем, то “попробовать” здесь? Это ошибка! Нельзя жить и надеяться, лишь оглядываясь в прошлое. Это, грубо говоря, “дохлый номер”. Восточный Туркестан – вот где наша родина, этого никто не отрицает: ни казахи, ни узбеки, ни киргизы, ни русские, ни мировая общественность. Она наша, но мы на глазах теряем ее. Там насчитывается более 13 млн. уйгуров. Эти земли мы освоили еще в VІІІ-ІХ веках. Надеюсь, авторы статьи прекрасно знают, что сейчас вся сокровищница нашей культуры, сердце уйгурского народа находится там же. Так почему мы должны искать его там, где его сейчас нет? Я честно признаюсь, это не лицемерие: испокон веков уйгуры и казахи жили в дружбе, между ними ни разу не было войны, потому что они всегда находили общий язык. Это была естественная дружба. И сейчас, когда уйгурскому народу плохо, когда тоталитарный режим китайских правителей хочет превратить нашу родину в свою “частную собственность”, когда по отношению к народу Восточного Туркестана ведется настоящий геноцид, думаю, казахский народ не должен равнодушно оставаться в стороне. Мы должны знать, что, когда мы вместе, это огромная сила. А по отдельности мы лишь “лакомый кусок мяса” для более сильных. Когда настанет день освобождения нашей Родины – Восточного Туркестана, нет сомнений, что в первую очередь руку помощи протянут наши родичи – казахи, узбеки, турки и другие. Так зачем же авторам статьи понадобилась эта провокация? Чего они добились, подливая масла в огонь? Только гнева и ненависти к себе! Мы, студенты-уйгры, выражаем свой протест против такой деятельности газеты “Бірлесу”, которая способствует межнациональной розни, и авторов этих статей, которые присвоили себе право говорить от имени всего уйгурского народа, тем самым облив его грязью. Зайнакун Азизов и еще 175 подписей студентов-уйгуров АГУ имени Абая”. 137-й аноним, во-первых, что значит «давайте конкретные ссылки, а не видоизмененные, с опущением тех или иных фактов»?! Я ничего не «видоизменял» и не «опускал», а лишь процитировал источник таким, какой он есть. Можете проверить. Во-вторых, опять-таки что значит «Переселялись только те, оставшиеся в пределах территории отданных Китаю, те же кто остался в пределах территории захваченных Российской империи, никуда не переселялись»?! (Хотя бы чуток пограмотнее писали). Что это за головоломка - «в пределах территории захваченных Российской империи»? Вопрос – какие это территории? Ответ – какие угодно, но только не территория «русского» (а на самом деле – казахского) Жетысу («Семиречья»), где до искомого переселения в 1881-1883 гг. уйгур не было. Специально занимаясь «уйгурской проблемой» с начала 90-х годов прошлого века, в числе прочих я интересовался и принципиальным по своей, скажем так, истиноустанавливающей значимости вопросом - а есть ли в Жетысу могилы уйгурских полководцев и воинов, защищавших до конца 19 века и вообще когда-либо эти земли от иноземных захватчиков? И не нашел абсолютно никаких сведений об этом (и никто не смог мне о них сообщить), в то время как этот регион буквально изобилует захоронениями казахских полководцев и воинов, относящимися к самым различным периодам нашей истории. Может быть, у вас есть такие факты? Так поделитесь ими с нами. Иначе как это возможно, чтобы Жетысу был «уйгурской землей», но чтобы при этом уйгуры ее никогда и ни от кого... не защищали с оружием в руках? Абсолютный нонсенс! Поэтому не надо зря упрямиться и без конца переливать из пустого в порожнее, пытаясь «доказать» недоказуемое и создавать проблемы там, где их нет и быть не может. А демагогия, главное «оружие» в арсенале сепаратистов, – это, понятное дело, абсолютно негодное средство для достижения исторической истины. Поэтому самое лучшее и для уйгурской диаспоры Казахстана в целом, и, особенно, для уйгурских сепаратистов с их пособниками, в частности, – прекратить всякие разговоры об «уйгурской земле» в пределах Казахстана. И вообще раз и навсегда усвоить элементарную истину – в Казахстане не было и нет никаких иных земель, кроме казахских. Это – аксиома! Не признавать ее – это значит быть либо исторически безграмотным человеком, идущим на поводу у всяких псевдоисториков, либо человеком, преследующим заведомо и сознательно провокационные цели...