Когда начнется реформа сельского хозяйства?
2017 ж. 29 мамыр
2475
3
В Казахстане зовут в новый «колхоз»: ныне сделали ставку на сельскохозяйственные кооперативы. В сельском хозяйстве накопилось огромное количество проблем, поэтому необходим комплексный государственный подход для их разрешения, новая глобальная стратегия развития на основе учета всех ошибок и изучения успешного опыта в этой отрасли с использованием новых технологий, в том числе и финансовых.
Мелкотоварность – неудачная форма хозяйствования
Это не только сельскохозяйственная кооперация. Это и развитие местного самоуправления, социальной инфраструктуры села, и открытие новых социальных объектов, строительство новых дорог, и решение «земельного вопроса», выполнение программы «Ак булак» по обеспечению питьевой водой населения и др. Необходимо открытие СПТУ, ПТУ для подготовки кадров для села, где не осталось квалифицированных специалистов, рабочих, механизаторов, строителей, даже пастухи в дефиците – из-за безработицы и низких условий жизни в аулах молодежь массово перебирается в города. Для привлечения молодых специалистов необходима дальнейшая работа по программе трудоустройства «С дипломом в село».
Казахстан, долгие годы живший на легких нефтяных деньгах, ныне усиленно ищет пути для развития собственного производства. До сих пор во многих отраслях народного хозяйства республика всецело является импортозависимой. Даже в сельском хозяйстве республики, некогда с самым развитым аграрным сектором в СССР, доля производства в общем объеме потребления в 2013 году составляла 60 %, а остальные 40 % завозились из-за рубежа. Правда, в последние годы ситуация немного улучшилась.
В Казахстане после ликвидации колхозов и совхозов была внедрена неудачная форма хозяйствования – мелкотоварность. Неудивительно, что в условиях нашей республики с ее огромной территорией, засушливым климатом, традиционным отгонным животноводством, неразвитой социальной инфраструктурой села, противоречивым законодательством мелкотоварные хозяйства не развиваются, особенно в животноводстве, где они составляют около 80% – в личных подсобных хозяйствах.
Есть неоспоримое преимущество крупных специализированных агропромышленных хозяйств перед мелкими – это и сильная техническая база, и развитая ветеринарная служба, и возможности хранения и первичной переработки сельхозпродукции, привлечения кредитов, применения новых технологий, удобрений, селекции сортов растений и пород животных и т.д. Конечно, в ряде стран мелкие хозяйства лидируют, но там отличные от нашей республики природные условия, более развитая экономика, соответствующее законодательство, вековые традиции, опыт, что позволяют мелким и средним производителям сельхозпродукции процветать.
У нас же в сельском хозяйстве в результате добровольно-принудительной приватизации поголовье скота сократилось почти в 3 раза. Ситуация не замедлила сказаться на смежных отраслях по производству удобрений, кормов, по переработке сельхозпродукции и т.д. Производство некогда рентабельных производств сельскохозяйственных культур (ячменя, овса, кукурузы, силоса и т.д.) из-за отсутствия спроса – развитого животноводства – пришло в упадок, а для переориентации на другие культуры и на внешний рынок даже не делалось попыток.
С 90-х годов прошлого века развал сельского хозяйства, слабая социальная политика на селе, сельская безработица, обнищание большей части сельских жителей вызвали небывалую миграционную волну из умирающих аулов и депрессивных районов в города и в другие регионы. Поэтому решение проблемы внутренней миграции – это возрождение ветеринарной службы, аграрной науки, строительства поселков городского типа, заводов сельхозпереработки и других предприятий, открытие сельских учебных заведений, льготное кредитование сельхозпроизводителей, развитие сельхозкооперации, новых технологий, отгонного животноводства и т.д.
Лоббирование крупных хозяйств в ущерб мелких
Если на данное время нет собственной продуктивной организации сельского хозяйства, то можно перенять подходящий опыт. Есть советский опыт коллективных хозяйств, кооперативных организаций, есть опыт современной Беларуси, которая сохранила свои совхозы и колхозы и сейчас импортирует сельхоз и промышленную продукцию. Есть мировой опыт мелких и крупных фермерств и т.д.
Можно было бы по российскому опыту объединить мелкие, средние, крупные хозяйства в агрохолдинги; создавать крупные сельхозпредприятия типа АО, похожие на колхозы. Собственность на землю можно подвергнуть социальному акционированию: собственниками в равных паях должны стать государство, население и владелец (инвестор). Это означает, что государство, население и владелец (собственник) являются равноправными партнерами агробизнеса и равноправными собственниками земли. Отсутствие основного держателя акций – гарантия равных прав всех акционеров. Так земля станет народным достоянием на самом деле, продавать ее, закладывать или сдавать в аренду не станут. Земельный вопрос как спекулятивный вопрос исчезнет.
В советское время Казахстан занимал в сельском хозяйстве лидирующие позиции не только по производству продукции, но и в использовании новых технологий, в развитии научных разработок. Даже некрупные хозяйства имели свои сельскохозяйственные опытные станции (сос), которые позволяли внедрять в производство новые технологии, использовать новые удобрения, корма, улучшать сорта пшеницы, породистость в животноводстве. А многие совхозы и колхозы имели дополнительное производство: молочный, колбасный цех, маслозавод, консервирование овощей и фруктов и т.д. Кстати, большая часть племенного животноводства в годы приватизации пошла под нож, а система сос, за редким исключением, приказала долго жить.
И это надо возрождать, в том числе сельскохозяйственные кооперативы, отгонное животноводство, лиманное орошение, сельскохозяйственные опытные станции, машинотракторные станции и т.д. Была неплохая советская политика социального сближения города и села, выравнивания условий жизни. Минсельхоз на местах не определяет «политику» – все решают акиматы, и это противоречие тоже необходимо решать на системной основе, в том числе и на основе развития местного самоуправления
Те же субсидии и кредиты не попадают к мелким крестьянам – у них, мол, нет залогового имущества. Идет лоббирование интересов крупных хозяйств, которые получают и субсидий и льготные кредиты, и новую технику, и лучшие пастбища, корма и т.д. Ясное дело, что здесь имеет место не только несовершенство законодательства, но и коррупция, лоббирование интересов крупных хозяйств, за которыми стоят большие люди. Например, в ряде СМИ сообщалось, что совокупный долг холдингов «Алиби», «Иволга» и «КазЭспортАстык» перед банками составляет 4,6 млрд долларов (!).
Вместо развития фермерских хозяйств, сельской инфраструктуры, переработки сельскохозяйственной продукции и т.д. деньги уходят к нескольким монополистам с «легким решением». Однако без комплексного реформирования сельского хозяйства, в том числе и системы его финансирования, хозяйствования, заготовки кормов, укрупнения хозяйств, улучшения ветеринарной службы, сельскохозяйственной науки, развития малого и среднего бизнеса в аулах (бани, прачечные, пекарни, парикмахерские и др.) и т.д., невозможно возродить село – отдельные «прорывные» проекты не решат накопившиеся проблемы.
Во время кризиса надо развивать кооперативы и агрохолдинги
Кооперация не должна быть самоцелью – это своеобразное разделение труда не только участников производства сельхозпродукции и ее реализации. Это разделение труда, его организация, а также его управление должно охватить всех сельских жителей. В перспективе, кооперативы могут и должны стать основой местного самоуправления на селе. Основная задача объединения призвана решить многолетнюю ключевую проблему отрасли – создать действенную систему реализации продукции и ее переработки.
Процесс развития и модернизации сельского хозяйства естественным путем ведет через кооперацию к появлению агрохолдингов, как в Америке и Канаде. Там агрохолдинги появились лет 15 назад (это те же колхозы, только крупнее, потому как имеют при себе перерабатывающие производства).
В различных странах сельские кооперативы, обрастая с годами подрядными звеньями и перерабатывающими артелями, вырастают в объединения аграриев (те же агрохолдинги). В Беларуси те же колхозы и совхозы, укрупненные перерабатывающими производствами, похожи на агрохолдинги нового типа. Они давно обеспечивают внутренние потребности страны, излишки (более 40%) экспортируют.
Казахстанская модель агробизнеса и агрохолдингов могла бы быть по-особому рентабельной. Единоличники найдут работу в агрохолдинге сами. Мелкие, средние и крупные хозяйства самостоятельно объединяются в агрохолдинги без усечения прав собственников-владельцев. Т.е. они остаются в агрохолдинге самостоятельными хозяйственными единицами со своим счетом. Так будет гарантирована и сохранена конкуренция между звеньями внутри агрохолдингов. Руководство сельчане выберут сами.
Финансирование должно быть стабильным. Нужны субсидии, а кредиты должны отойти на второй план, выполняя вспомогательные функции. Финансироваться агрохолдинги должны почти так, как считает ДПК «Ак жол». Но погектарное субсидирование (оно пользовалось спросом у латифундистов и очковтирателей) должно быть, во-первых, адаптировано к агрохолдингам в форме твердофиксированных дотаций, обеспечивающих минимум заработной платы и производственных мощностей.
Право на твердофиксированные субсидии должно повсеместно контролироваться едиными критериями рентабельности и банкротства хозяйств. При нарушении рентабельности банкрот лишается финансирования. А все, что идет сверх госзаказа, рентабельности и самоокупаемости, оставляется агрохолдингам для дальнейшего роста заработной платы и развития. Данный метод хозяйствования прогрессивен, будет обладать взрывным экономическим свойством. Очевидно, что агрохолдинги возродят былые хозяйства, найдут работу всем, в том числе и уехавшим в города в поисках работы.
Дастан ЕЛДЕС
qazaquni.kz